Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Угольные истории. Продолжение

2 марта 2022
96

Не бросим ли мы потомков на произвол судьбы в пустынной разрытой местности?

 

Угольная история в тоннах

В центральной части Тувы расположен Улуг-Хемский угольный бассейн. Он – один из крупнейших в России. По общим запасам угля – на седьмом месте.

1. Тунгусский, 2345 млрд т

2. Ленский 1647 млрд т

3. Канско-Ачинский, 638 млрд т

4. Кузнецкий, 635 млрд т

5. Печорский, 344,5 млрд т

6. Таймырский, 185 млрд т

7. Южно-Якутский, 57,5 млрд т

8. Улуг-Хемский, 14,2 млрд т

9. Иркутский, 7,5 млрд т

10. Минусинский, 7,2 млрд т

Впрочем, общие прогнозные ресурсы оцениваются в 20 млрд тонн. А 14 млрд тонн – только коксующиеся. Хотя и с двадцатью миллиардами тонн мы все равно окажемся на восьмом месте. С другой стороны – северные угольные бассейны, хоть там и много угля, не могут пока использовать в полной мере – и добывать труднее, и вывозить.

Сейчас у нас функционируют шесть наиболее крупных месторождений каменного угля - Элегестское, Межегейское, Ээрбекское, Каа-Хемское, Совхозное и Чихачева. И несколько обособленных - Ак-Тальское, Ий-Тальское, Онкажинское, Чаданское и Чангыс-Хадынское месторождение.

Угольная история на века

Надолго ли хватит этих месторождений? Пока рекордная добыча была 1 млн 634 тыс. тонн в год. Но, чтобы легче считать, положим, что в год добывают два миллиона тонн. Пока этого нет. Но предположим.

Один миллиард – это тысяча миллионов. Делим двадцать миллиардов на два миллиона и получаем десять тысяч. То есть, десять тысяч лет можно добывать по два миллиона руды в год. Вот только вряд ли все эти долгие годы, века и тысячелетия будет нужен уголь, наверняка станут более доступными и удобными другие виды энергии.

Теперь представим, что мы все-таки начнем вывозить уголь. И тогда будут его добывать в два раза больше. Пять тысяч лет – это тоже очень много. В общем, и детям, и внукам, и правнукам хватит. Просто для сравнения – меньше, чем три тысячи лет назад жили скифы. Какими станут жители Тувы через пять тысяч лет и представить трудно.

Сейчас угледобычей занимаются три предприятия: ООО «Тувинская горнорудная компания» (Чаданский и Каа-Хемский разрезы), ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация - Майнинг» (Элегестское месторождение), ООО «Угольная компания «Межегейуголь» (Межегейское местрождение).

Будут ли наращивать мощности эти предприятия, или появятся новые – на всех хватит. И для вывоза на экспорт тоже.

Угольная история – проблемная

Ш. Соян, которого мы уже цитировали в прошлом номере, в своей статье «История открытия, исследования и эксплуатации угольных месторождений Тувы» перечисляет основные проблемы в угольной промышленности:

«- низкий уровень развития производительных сил в республике, обусловленный историей ее развития и традиционно отсталой экономикой;

- отсутствие железнодорожного транспорта для поставки угля на российские металлургические и коксохимические предприятия и на мировые рынки;

- маленькая емкость республиканского рынка потребления угля. Общий объем добычи жестко привязан к объему потребления предприятий, организаций и населения региона;

- монополизированность угледобывающей деятельности в республике. На территории республики в сфере угледобычи энергетического угля для потребления населением и организациями функционирует лишь одно предприятие - ООО «Тувинская горнорудная компания», которое добывает уголь на двух разрезах - «Каа-Хемский» и «Чаданский». Таким образом, компания в Туве является абсолютным монополистом с вытекающими отсюда негативными последствиями как для потребителей, так и для экономики республики;

- высокая цена на уголь. Из-за высокой цены население покупает уголь мешками. За один мешок угля народ отдает 250-300 руб., то есть много переплачивает частным поставщикам;

- низкая платежеспособность основных потребителей угля в республике. Их финансово-экономическое положение находится в кризисном состоянии».

Угольно-железнодорожная история

Чтобы получать прибыль от добычи угля, надо же его вывозить? А вот с этим проблема. Но тут стало известно, что власти решили вернуться к проекту строительства железнодорожной ветки Элегест - Кызыл – Курагино. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила министерствам вместе с Русланом Байсаровым вернуться к проработке строительства первой железной дороги в Туве.

Этот проект обсуждают чуть ли не с середины прошлого века. Двадцать лет назад он уже стал казаться реальным, его то начинали, то откладывали, а в прошлом году отложили на целых пять лет. И вот – опять вспомнили.

Виктория Абрамченко направила поручение 16 февраля в Минфин, Минтранс, Росжелдор и РЖД. Когда вернутся к проекту? Будем надеяться, что в скором времени.

На интернет-ресурсе «Свободная пресса» заинтересовались этим проектом, и опросили нескольких авторитетных ученых. Но тут еще вот какой аспект, автор материала Сергей Аксенов видит в проекте в основном политический аспект – противостояние пантюркизму. Его статья так и называется «Родину Шойгу привяжут к России железной дорогой, а Эрдогану — шиш».

Вот интересно может ли кто-нибудь написать: «Воронежскую область привяжут к России», или «Новосибирскую область привяжут к России», или «Республику Калмыкия привяжут к России»? Впрочем, оставим уместность заголовка на совести автора, тем более что он действительно проделал большую работу и опросил разных ученых.

А вот что действительно не очень приятно, это то, что большинство весьма скептически настроены.

«По мнению генерального директора Института конъюнктуры рынка угля Александра Ковальчука, дорогостоящие вложения в Туве в расчёте на высокие цены на уголь могут не окупиться.

— Прежде чем вывозить уголь с тувинских месторождений нужно построить там соответствующее предприятие — его пока нет. Кроме того, география Тувы сложная, горная, просто так дорогу там не построишь.»

Угольная история – особое мнение

Кто что о нас думает – это совершенно неважно. Главное, что мы думаем сами о себе. Сергей Аксенов поинтересовался мнением ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, этносоциолога Зои Анайбан. Она «предполагает, что тувинцы не очень-то захотят превращения своей республики в промышленный регион.

— На мой взгляд, исходя из социально-экономической и промышленной ситуации в Туве строительство железной дороги нецелесообразно. Оно не оправдает надежд. Для такой дороги нужен регулярный грузопоток. Мне кажется, с этим будут проблемы. Рассчитывать на большой поток пассажиров тоже не приходится. Республика небольшая. Тувинцы отличаются компактностью расселения и постоянного миграционного движения не будет. <…> Очень важно учитывать национальный характер. Тувинцы чуть ли не генетически предрасположены не к работе в промышленности, а к традиционным занятиям. Например, к скотоводству. Характерный пример: в начале 1990-х, когда в республике была сильная межнациональная напряжённость, произошёл очень большой отток русского населения. Однако, на освободившиеся рабочие места на крупнейших местных комбинатах «Тувакобальте» и «Туваасбесте» тувинцы работать не захотели. Это не от лени, а именно от тяготения к определенному образу жизни и труда.»

В общем, ученые не считают прокладку железной дороги для вывоза угля целесообразной. Прислушаются ли к их мнению, сможет ли республика вывозить уголь и получать от этого прибыль? Ну вот об этом мы скоро узнаем, когда будут выполнять поручение Виктории Абрамченко, заместителя председателя правительства Российской Федерации.

Ирина КАЧАН

Фото из открытых источников

"Тувинская правда" № 13 от 2 марта 2022 года.