Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Удивительный мир танца…

21 июля 2024
18

В минувшую среду нас, как точно подмечено в одном стихотворении, балет гипнотизировал и вызывал восторг. И это не преувеличение. Так и было. В Кызыле, на концерте «Звезды балета Азии. Субедей Дангыт собирает друзей». Случился праздник на сцене Национального театра, при полном зале, специально к Наадыму.
Сказочный мир балетного искусства зачаровывает – бесповоротно и навсегда. И выступавшие в этот вечер на подмостках нашей столицы именно так со зрителями и творили чудеса, погружая в удивительные сюжеты прекрасного искусства.

Что-то подобное уже было в 2022 году. И на этот раз премьер Субедей Дангыт при поддержке Министерства культуры Тувы осуществил задумку, только в ином составе. Заслуженный артист РТ, солист балета Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко пригласил в программу студента Бурятского республиканского хореографического колледжа им. Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева Аюша Булчуна, солистов Астраханского государственного театра оперы и балета Анастасию Грачеву и Прохора Зеленина, солистов Киргизского национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева Мээрим Султакаеву и Фаруха Садыркулова. Они – лауреаты и победители международных конкурсов.

Какие красивые номера, яркие костюмы, блеск мастерства и вдохновение артистическое! Чудо, чудо классического танца. Два отделения промелькнули на одном дыхании, легкость и непринужденность подачи сложнейших партий, выразительность и неповторимость. Остановись, мгновение, ты – прекрасно! Репертуар у гостей – самый разный. Тут и лирика, и модерн, и классика, и авангард. На любой вкус. Потому и не удивительно, что в финале зал стоя приветствовал артистов.

Пролог – отрывки из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса, 1869 года рождения, хореография А. Горского, это московский вариант, ставший образцом. И нам постоянно давали информацию о номерах, получалось своеобразное просветительство. Согласимся, полезно и познавательно. Красивый зачин, это наш земляк с друзьями из Астрахани. Глаз не оторвать – великолепие, апломб, выверенные позы, продуманные движения до кончиков пальцев, легкость, темп, высокие поддержки, фуэте завораживают… И понимаешь в который раз, такое достигается адским трудом каждый день у станка по нескольку часов подряд. И любовью к профессии – всепоглощающей и фанатичной.

Друзья из Бишкека выступили с отрывками из классического «Корсара» А. Адана, хореография М. Петипа. Блистательно. Красивая пара, которой подвластны самые сложные элементы балета. И партнеры на вечере проявили себя настоящими джентльменами: как и положено, оттеняли своих партнерш в дуэтах. А проявляли мощь талантов в сольных выходах. Синхронность до автоматизма, у зрителей – очарование полное и безоговорочное подачей.
Отрывок из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, что появился в 1942-м военном, где воспета любовь к Родине, хореография Нины Анисимовой. Подача Прохора Зеленина, демонстрировавшего талант перевоплощений. Запомнился Аюш Булчун в комическом балете «Копеллия» Л. Делиба, хореография А. Горского. Премьера прошла во французском Париже 25 мая 1870 года, а как свежо и современно. От студента – эксклюзив. Хорош он и в современном номере «Приходи – уходи», авторы – с восточными мотивами из Азии. Особенно ярок тут уход в кулису, с последним «пируэтом» ножкой. Зал просто стонал от восторга.

Миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина в хореографии К. Голейзовского – выразительный танец Субедея Дангыта. Фонд выдающегося постановщика хранит наследие мастера, доверил нашему земляку его творение для показа. Факт много говорящий. Да, как самолюбовался собой молодой красавчик – бесподобно сделано и исполнено. И совсем иной образ у нашего земляка в «Молодом холостяке», самые разные оттенки в рассказе про не совсем «правильного» человека, сколько иронии и доброго подтрунивания. Всё это – языком танца. Образы характерные и наполненные смыслами.
Астраханцы порадовали и классической «Сильфидой» Х. Левенскольда в хореографии датчанина А. Бурнонвиля: она в белом с крылышками платье, он в шотландском килте (национальная юбка мужчин), женственность и мужественность, вязь танца-образа, просто настоящее порхание по сцене. Довольно большой отрывок. Удивительный синхрон, какое мастерство.

Киргизы подготовили «Барышню и хулигана» на музыку Д. Шостаковича в хореографии К. Боярского, весьма выразительная история о чудесах, что творит любовь. Балет в миниатюре.
В финале – специально подготовленный для нас современный номер «Когей-сыны» на музыку Аяса Данзырына, хореографию Игоря Клинского воплотил Субедей Дангыт. Осуществил давнюю задумку.
За доставленное удовольствие от встречи с высоким искусством балета со сцены в конце благодарил министр культуры РТ Виктор Чигжит. И от себя лично, и от всех сидящих в зале. Долго аплодировали. Дарили букеты цветов талантливым волшебникам классического танца.

Несколько слов о биографии симпатичного и обаятельного Субедея Дангыта. С июля 2022 года работает в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в столице. Это – уже большое достижение в карьере, когда тебя выбирают в солисты среди огромного числа конкурентов. Сейчас он выходит на сцену в образах Принца («Щелкунчик»), Джеймса («Сильфида»), Короля («Эсмеральда») и др.
Его жена — балерина Камилла Исмагилова, работают вместе в этом коллективе. С ней С. Дангыт познакомился в Уфе в 2013 году на фестивале им. Р. Нуреева еще подростком. Они работали взрослыми вместе в Ростовском государственном музыкальном театре (он выходил на сцены в Екатеринбурге, Астрахани еще в труппах). Свадьбу пара сыграла 15 июля 2021 года.

Субедей и Камилла стараются во всем поддерживать друг друга. В минувшем телесезоне представили свой театр на конкурсе «Большой балет» на канале «Культура». Первый выпуск передачи вышел на экраны 9 марта этого года. Для дебюта в телепроекте пара выбрала адажио из балета Le Pari. Супруги представили целый мини-спектакль. Судьи конкурса высоко оценили дуэт молодых и талантливых исполнителей. Народный артист СССР Олег Виноградов и народная артистка России Мария Александрова отметили мастерство конкурсантов, а также добавили, что пара не боится сложностей. Итоги подведены, Камилла Исмагилова родом из Татарстана признана лучшей танцовщицей.

В творческой биографии Субедея Дангыта – участие и победы в международных балетных конкурсах в Сеуле (KIBC) и Сполетто, а также Гран-при балетного конкурса Genova arte in movimento (Генуя, Италия, здесь он проходил стажировку в 2017-м), других.
Хорошие друзья у молодого человека с большим сердцем и ярким талантом. Надеемся, он и дальше будет радовать земляков такими творческими встречами.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.
Фото из Интернета.