Тувинская правда 12+

Учебник – творчество коллективное

25 декабря 2022
100

Библиотека музыкальной литературы народов России пополнилась еще одним достойным изданием – учебником «Тувинская музыкальная литература». Его можно по праву назвать уникальным. Это первый опыт создания учебника такого типа по музыкальному искусству Тувы. Поэтому его презентацию, которая состоялась в стенах Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, можно с уверенностью назвать ярким историческим событием в культурной жизни республики, что было отмечено в приветственной речи министра культуры Виктора Чигжита.

«Творчество… Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник». Эти слова французского писателя Гийома Аполлинера очень верно характеризуют работу коллектива авторов учебника, возникшего в результате усилий многих людей, которые внесли свой вклад в развитие учебного курса тувинской музыкальной литературы. Среди них педагоги колледжа и профильные специалисты других учреждений: Е. К. Карелина, А. Х. Кан-оол, А. Д.-Б. Баранмаа, У. О. Донорова, М. М. Бадыргы, Н. А. Баркова, Д. О. Соян, Н. А. Лопсан, Ч. В. Самдан, У. Б. Хомушку, А. Ю. Монгуш.

Практически все авторы в разные годы были учениками Зинаиды Константиновны Казанцевой, члена Союза композиторов России, преподавателя Кызылского колледжа искусств. Поэтому данный коллективный труд посвящается «нашей дорогой Башкы, с благодарностью за незабываемые уроки и вдохновляющий пример преданности тувинской музыке». Так написала в предисловии учебника руководитель проекта и ответственный редактор Екатерина Карелина, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва, которая поделилась секретами работы над данным проектом.

— Что способствовало появлению учебника по тувинской музыкальной литературе?

- Появление учебника подготовила сама культурная жизнь республики. Во-первых, наличие нескольких поколений тувинских композиторов, во-вторых, наличие музыковедов и преподавателей, в-третьих, практика ведения данного учебного курса, начиная с 1980-х годов. Триада: композиторское творчество – его научное осмысление – живая педагогическая практика. Тут все просто – выпади хоть один компонент, например, если не было бы столько талантливых композиторов в Туве, или если бы не было музыковедов, кто о них писал бы, или если бы не было педагогов-энтузиастов, кто внедрял бы курс тувинской музыкальной литературы в работу, то и учебника тоже не было бы.

— Какова история возникновения учебника?

- История возникновения учебника начинается в 1980-х годах, когда возникла идея введения такого учебного предмета в практику музыкальных заведений Тувы. Параллельно этим озаботились музыковеды-педагоги В. И. Борисенко в КУИ и З. К. Казанцева в РШИ. Далее Борисенко пригласил Казанцеву и предложил разработать учебный курс для училища. Вот так постепенно, эмпирическим путем начала формироваться учебно-методическая база. Важно, что они оба, как музыковеды, «приложили руку» в этом деле: Казанцева еще в 1973 году написала статью о тувинской симфонической музыке, а Борисенко – дипломную работу в 1982 году по симфоническим поэмам тувинских композиторов. Следующий важный этап: работы новосибирского музыковеда Г. А. Осипенко, защита ее диссертации в 1985 году по симфонической музыке тувинских композиторов, подготовка раздела о Туве для шеститомника Новосибирской консерватории «Музыкальная культура Сибири». Результаты этой работы музыковеда легли в основу рукописи ее учебника ТМЛ, подготовленного к 1994 году. Получился полноценный текст учебника с хорошим нотным приложением. До сих пор непонятно, почему рукопись так и не опубликовали… Однако, этот неизданный учебник сыграл важную роль в музыкальной жизни Тувы. Отмечу, что сама Осипенко лично дала разрешение именно Казанцевой на использование ее рукописи для педагогической работы, что нашло отражение в лекциях её по курсу ТМЛ.

Следующим этапным шагом стала публикация программы ТМЛ в рамках учебного пособия «Программа курсов Слушания музыки и музыкальной литературы», выпущенная ККИ в 2010 году авторами-педагогами ККИ Е. Л. Мишиной, Н. А. Барковой и З. К. Казанцевой, которая как раз и отвечала за раздел ТМЛ. Программа содержит учебно-тематический план и имеет аудио-приложение. Это было первой публикацией учебно-методического материала, ступенькой на пути рождения нашего учебника. К тому времени состоялся выход из печати знаковых книг З. К. Казанцевой о Чыргал-ооле, Кенденбиле, баянисте Безъязыкове. Их тоже следует считать базой будущего учебника, т.к. материалы этих книг широко использовались в учебно-воспитательном процессе музыкальных учебных заведений РТ.

— Основная цель создания учебника?

- Цель любого учебника – обобщить накопленный опыт осмысления той или иной дисциплины, объединить достижения теории (музыкальной науки) и практики (педагогический опыт преподавания курса ТМЛ). Благодаря тому, что после З. К. Казанцевой курс ТМЛ продолжили в ККИ молодые педагоги А. Д,-Б. Баранмаа, У. О. Донорова (Монгуш), У. Б. Хомушку, сейчас Д. О. Соян, традиция курса не прерывалась, а обновлялась. Фонды кабинета ТМЛ в ККИ пополнялись. Вышла в 2009 году моя монография. Ею, конечно, можно пользоваться, но для юных музыкантов такой текст будет сложен и неудобен. Короче, необходимость учебника назрела. Он нужен не только студентам ККИ, но и педагогам и ученикам РШИ, ДШИ, учителям музыки в общеобразовательных учебных заведениях. Если учесть, что музыкальную специализацию открывали в педагогическом колледже ТувГУ и идея открытия на базе университета музыкальных специальностей не исчезает, все это делает выход нашего учебника актуальным, своевременным.

— Какую миссию учебник по тувинской музыкальной литературе призван выполнять в современной культуре Тувы?

- Его роль в современной культуре РТ – дать максимально полную картину о развитии композиторского творчества и музыкальной жизни в республике, о связи творчества композиторов с музыкальной традицией тувинцев, представить персоналии и аналитические этюды о знаковых сочинениях. Как говорят, народ должен знать своих героев, и эти герои необязательно должны прославиться военными или трудовыми подвигами, они могут быть деятелями культуры, создающими нематериальное наследие Тувы, влиять на духовное развитие ее население. В этом, пожалуй, и состоит миссия учебника – учить детей и молодежь, давать профессиональные знания, воспитывать уважение к своим композиторам, к своей музыкальной культуре.

— Работа над учебником выполнялась командой учёных-фольклористов, музыковедов, современных композиторов. Какие были сложности или запоминающиеся моменты?

- Командный стиль работы над учебником – его отличительная особенность. Конечно, примеров подобной «бригадной» работы немало – взять хотя бы известный всем музыкантам «бригадный» учебник гармонии, в нём четыре автора. Однако, не припомню, чтобы учебник писали 11 (!) авторов. Думаю, что для Тувы это своего рода рекорд. Да, сама тематика учебника, его содержание потребовали привлечение разных людей, имеющих специальные знания и опыт преподавания. Поэтому среди авторов оказались ученые-этномузыкологи, музыковеды-историки, педагоги-композиторы, молодые преподаватели ККИ. Главная сложность – привести стиль всех авторов к какому-то общему знаменателю, условно, конечно. Главное, чтобы текст учебника был доступен обучающимся, а некоторым авторам было очень сложно отойти от наукообразного стиля изложения. Вторая сложность – написать о современных композиторах Тувы, о которых еще не сложился цельный музыковедческий взгляд на их творчество. Писать о современниках всегда очень сложно, но, считаю, у нас получилось создать творческий портрет каждого, дополненный аналитическим очерком одного из сочинений, которое выбиралось по согласованию с композитором.

Подытоживая, хочу выразить личное мнение: умение работать в команде – отличительный тренд современности, да и показатель успешности человека. Узкий индивидуализм, на мой взгляд, уходит в прошлое. Когда речь идет о чем-то социально значимом, без командной работы не обойтись. Поэтому опыт нашей бригады был полезен всем ее участникам. В ходе работы над учебником проявились качества каждого автора – как положительные, так и отрицательные. Как говорится, человеческий фактор, он неизбежен. Однако важно уметь совместно преодолевать проблемные ситуации, подняться над этими временными «шероховатостями» и двигаться вперед, к цели. В итоге – всех ждет реальный результат общего труда, а это всегда радость. И правда, увидев пилотный экземпляр, авторы не могли сдержать свои искренние эмоции, радовались как дети.

Наталья БАРКОВА, Елена БЯНКИНА,

преподаватели Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»