Такое впечатление, что коллектив Тувинского театра кукол в межсезонье и не думал отдыхать. Судите сами. В начале лета в середине июня съездили в алтайскую Белокуриху, где супруги-энтузиасты Елена и Сергей Копыловы проводили уже второй по счету фестиваль кукольных театров «Люди и куклы», который собрал представителей из разных мест России, даже Санкт-Петербурга. Наши земляки привезли «Я – вылупился!» и постановку по мотивам «Колобка».
До этого, в первые дни июня – поездка в Иркутск, где в ТЮЗе прошел II Международный фестиваль «Байкальский талисман». Показали «Степь», понравилась, за постановку Айдысу Чадамбе, художественному руководителю театра, вручили красивый приз «Серебряная маска». И уже осенью в сентябре отправились по программе «Большие гастроли» в Улан-Удэ. На двух сценах, в кукольном «Ульгэре», что сравнительно недавно побывал уже в Кызыле по этой российской инициативе нескольких лет действия, и Русском драматическом театре, давали спектакли «Белек», «Рикки-Тикки-Тави» и «Вечноживущая».
Постоянно кукольники работают на выездах, мобильны и энергичны. И в свой дом приглашали детей, взрослых и пожилых осенью, для последних – «Очень простая история для бабушек и дедушек». Праздник в душе стараются всем подарить. Сезон открыли седьмого октября шоу-концертом «Микс Кейс» (постановка заслуженного деятеля искусств РТ Светланы Ондар).
А в минувшую субботу пригласили на премьеру – «В поисках родного языка». Автор – народный писатель Тувы Эдуард Мижит, режиссер – Айдыс Чадамба. Здесь использованы новые технологии 3 D mapping (отображение). Собралось много детей, были и взрослые – зал полон. Даже представитель местного правительства сидел в первом ряду, почетным гостем оказался заместитель председателя Правительства РТ Орлан Сарыглар. Как и положено в такие моменты, новый директор народный артист РТ Станислав Ириль и художественный руководитель Айдыс Чадамба (стал кукольником десять лет назад) говорили приветственные речи, поздравляли с началом нового сезона, 11-го по счету. Юные зрители с интересом слушали, шумный зал стихал, свет приглушили. Всё внимание – на сцену.
Практически минут 45 идет развитие сюжета. Как один школьный урок. И вроде бы незамысловатое действие разворачивается. Особенно в начале: узнаваемая ну очень современная картинка – паренек не может оторваться от гаджета, увлечен-поглощен бесконечно и играет азартно в какую-то компьютерную игру…
А потом Саян 14-ти лет, которого назвали в честь красивых гор на его родине в Туве, отправляется в путешествие – и сказочное, и во времени, по разным странам. Так получилось, что в жизни современного подростка больше в приоритетах те самые телефоны-смартфоны, даже родной язык не очень знаком. В его поисках и совершается грандиозное перемещение вне времени и пространстве. Тоже такая своеобразная игра.
Тут и Китай видят зрители. Какой роскошный Дракон оживает (в зале один малыш очень бурно реагировал на это чудо-юдо) в руках артистов! И в Японию попадает Саянчик. Знакомится с цветущей Сакурой, священной горой Фудзиямой и Самураем-воином. Еще оказывается в гостях у индейцев чероки в Северной Америке. Полезные и интересные знакомства с разными культурами.
Но – надо знать и помнить свою! Значит, стоит обратиться к предкам, к традициям своего народа, что в его багаже…
Простой доступный язык. Сценография с помощью новых технологий более близка современному зрителю (художник – Андрей Кара-Сал). Да и что-то сказочное в ней есть, что поглощает внимание аудитории. Достойное музыкальное оформление Артыша Даржая (звукооператор театра). Есть и куклы, оживающие в руках волшебников-людей, есть и исполнители ролей артисты. Они все органично смотрятся в действии. Все создатели сюжета коллективно дружно работают над воплощением истории. Органичны и естественны, что вызывает ответную благодарную реакцию зрителей.
В конце, по традиции, всем участникам премьеры – цветы. А ребятишки громко-громко аплодируют, благодарят за спектакль. Понравилось!
Эту премьеру и еще несколько спектаклей на этой неделе увидели не только юные зрители, но и гостья из Санкт-Петербурга. В понедельник прилетела в Кызыл вузовский педагог Айдыса Чимбииевича Анна Некрылова, кандидат искусствоведения, филолог, фольклорист, театровед, театральный критик, которая работала в Пушкинском Доме, читала лекции в Сорбонне в Париже. Встреча случилось благодаря гранту СТД России «Творческие командировки». Анна Федоровна, которая в весьма «серебряном возрасте» физически, очень стремилась увидеть, как живет театр, где работает ее выпускник 2021-го года Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, до 2015 года – СПбГАТИ, еще раньше известен как ЛГИТМиК). Она и знакомилась с репертуаром, и на обсуждениях делала разбор увиденного. Для творческого роста, думается, весьма полезное общение. Такой своеобразный взгляд профессионала, известного далеко за пределами России, со стороны.
А зрителям разных возрастов в стенах театра кукол всегда интересно. Волшебный мир лицедейства очаровывает и завораживает. Чудо!
Марина КЕНИН-ЛОПСАН.
Фото из архива Тувинского театра кукол