Старые школы узнаваемы, у каждой своя специализация, особенности, наработки. У школ разный рейтинг. Родители детей имеют разные претензии к этим школам. Но у всех общие цели. И у каждой свои большие плюсы. В декабре закончился капитальный ремонт кызылской школы №4. Посмотрим на нее после ремонта?
Ничего особенного?
Но сначала посмотрим на другие школы. Просто окинем взглядом, не задерживаясь особо. Первая школа – она и есть первая. К тому же там учился Сергей Шойгу. Есть старое здание, есть большое – новое. Вторая школа – кузница национальных кадров. Многие классики тувинской литературы, музыканты и политики получили там среднее образование. Третья школа когда-то была женской, когда было раздельное образование. Располагалась рядом с почтой, где сейчас «Аныяк» - красивое здание. Да и новое не хуже.
Четвертая школа. Как и многие другие сначала располагалась в небольшом домишке. С 1953 года школа стала 8-летней. Два пятых класса разместили в другом здании – бывшем сельхозуправлении по улице Рабочая,42. Затем всё здание передали школе. В 1961-1962 учебном году школа была переполнена - в двух небольших зданиях размещались 720 учащихся. На следующий год часть учеников перешла во вновь открывшуюся 11-ю школу. И вот наконец в 1975 году построили новое здание, красивое и современное, для того времени. Но с тех пор прошло уже 50 лет.
Особенная школа
Для начала, на всякий случай, определимся с понятиями интеграция и инклюзия.
В образовательной политике есть разные подходы. В том числе и интеграция - совместное обучение людей с ОВЗ со сверстниками без ограничений в обычной системе образования, которая остается неизменной и не приспособленной под нужды учеников; и инклюзия - реформирование образовательных заведений, перепланировка учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения.
В старых зданиях школ многое перепланировать не удастся. Не везде удастся сделать лифты, чтобы ученики с ограниченными возможностями могли подниматься на верхние этажи. В новых зданиях, которые возводят сейчас не только в Кызыле, но и в разных районах, предусмотрено гораздо больше возможностей для всех учеников. В классах, где мало учащихся, проще с индивидуальным подходом.
Получается, что проблемы исчезают? Да в общем, нет. Инклюзия – это не только и не столько технические проблемы, сколько социальные. Тут и готовность педагогов к обучению детей с различными образовательными потребностями, и готовность коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать.
И вот тут четвертая школа явно в лидерах. На ее основе был создан Центр дистанционного обучения. Это, конечно, не инклюзия, но это показатель готовности работать с разными детьми. Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с переосмыслением медицинской модели инвалидности: причина инвалидности находится не в заболевании, а в существующих в обществе барьерах, стереотипах и предрассудках.И вот же парадокс, чем больше школа была настроена на готовность работать с разными особенными детьми, тем больше на нее сыпалось упреков. То есть, социальных барьеров уже нет, давайте вместе учиться… но здание-то старое, остались технические барьеры. Родители были недовольны многим. Лестницы неудобные, ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата трудно посещать занятия.
Допустим, ребенок обучается по очно-заочной форме: 10 часов дома и три часа в школе на занятия ИЗО, технологией, музыкой. Но ребенку с эндопротезом тяжело подниматься и спускаться по лестнице. А еще не хватало помещений, например, одному из детей уроки проводили в кабинете директора школы. То есть, чем больше учителя четвертой школы хотели дать ученикам, тем больше проблем появлялось у всех. А ведь при этом родители не жаловались на другие школы. Интересно почему? Там условия не лучше. А вот именно потому, что там с особенными детьми и не работали.
Сейчас ситуация изменилась. Есть новые школы с максимально доступной средой. И классы немного разгрузились. Новые школы могут взять на себя основную нагрузку по работе с разными детьми. Но вот опыт четвертой школы остается при ней. И там недавно закончили ремонт.Школа после ремонта
Изменилось многое, и не только в оформлении внешнем и внутреннем. Столовую значительно расширили, на кухне – новое оборудование. Актовый зал, часть которого и пошла под столовую, перенесли в другое место. Привели в надлежащий вид всю систему водопровода и отопления.
Спросила у детей, понравились ли им перемены, и что понравилось больше. Очень понравилось абсолютно всем, а вот что больше – посыпались разные мнения: доска, краны, кабинки в туалетах… Ну да, в старом варианте школы в туалетах почему-то не было кабинок. Не знаю, почему. И краны действительно все заменили. И на первом этаже расширили пространство для занятий детей, которые не могут подниматься по лестнице. Лифт ведь, к сожалению, в старое здание встроить невозможно.Капремонт провели благодаря реализации нацпроекта «Образование». Подрядная организация порой превышала предусмотренные сметы, потому что работы было действительно много. Многие помещения подверглись значительной трансформации, что открыло возможности для создания кружков дополнительного образования. Но ведь перестилали и полы. В общем проделана огромная работа.
Общая стоимость – 77,5 млн. рублей. Только на демонтаже было задействовано 30 человек. На самом ремонте и реконструкции работали четыре бригады плюс отдельные специалисты.
Переехали в родную школу ученики и учителя ближе к концу декабря, а тут еще и каникулы. Пока остались неоформленными самые интересные места – школьный музей и библиотека. Сейчас как раз этим будут заниматься. И это замечательно! Будет повод посетить четвертую школу еще раз.
Ирина Качан.
Фото автора.