Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Творцы и созидатели

Выбор редакции
15 октября 2023
51

Их труд сложен, ответственен и необходим. Даже если у вас нет машины, то всё равно ежедневно сталкиваетесь с плодами работы этих людей. Дорожники Тувы прокладывают для нас магистрали, следят за их сохранностью и безопасностью. Этих людей нельзя назвать публичными, а их имена не известны широкому кругу. Такова специфика их дела. Накануне Дня работников дорожного хозяйства профильное министерство и УПРДОР «Тываавтодор» решили организовать для них соревнования. Чтобы проверить знания, испытать на прочность и слаженность. Сборные различных компаний региона отлично себя показали и ещё раз доказали, что мастерство и опыт крепнут год от года.

Никого не забыли и всё учли

Ещё в 2022 году предпраздничный конкурс существенно обновили. Теперь за звание лучших из лучших помимо водителей, экскаваторщиков и бульдозеристов, будут бороться инженерный корпус и отделы планирования. Пять команд из различных организаций республики соревновались в четырёх номинациях. А именно: «Лучшая дорожная бригада», «Лучшая дорожная лаборатория», «Лучший специалист по ценообразованию» и «Лучший стратег дорожной отрасли». После приветствия и разъяснения правил участники вышли на старт.
По легенде состязаний на трассе произошло чрезвычайное происшествие и его необходимо устранить в кротчайшие сроки. Паводком размыло дорогу и её нужно незамедлительно восстановить. За дело берётся инженер и его двое помощников. Они вооружены инструментами и в их распоряжении есть необходимые стройматериалы. Время - фактор важный, но про ГОСТы, технологии, качество и алгоритмы выполнения работ забывать не следует. Промоину расчищают, проводят измерения, заделывают её и разравнивают. Жюри зорко следит за процессом, фиксирует успешное выполнение заданий а за нарушения начисляет штрафные баллы. Бригады трудились оперативно, вдумчиво и после первого этапа явного лидера выявить не удалось. Стало понятно, что участники настроены серьёзно и упускать победу не желают.

Начинал с дорожных мастеров

Ветеран Арланмай Мортуй-оол дорожному делу посвятил более 40 лет. За эти годы он со своими товарищами проложил сотни километров дорог по всей Туве. Участвовал в легендарных проектах, которые уже стали историческими. О своём ремесле рассказывает с большим почтением и искренней любовью:
– Начинал я с дорожных мастеров, дорос до прораба, выучился на главного инженера, а потом стал заведовать дорожно-строительными управлениями. Позже мне покорились высокие вершины на карьерной лестнице. Я благодарен своим первым наставникам, которые обучили меня азам и дали путёвку в жизнь. Когда осваиваешь всё постепенно и с основ, то многих проблем удаётся избежать. Понимаешь, как всё работает, постепенно получается эффективно руководить и правильно ставить задачи бригаде. Время моей молодости совпало с индустриальным бумом в республике. Мы прокладывали трассы и магистрали через бескрайние степи, непроходимую тайгу и болотистую местность. Неимоверно трудно, но интересно было строить мосты через Енисей. День, когда соединялись берега невозможно забыть. После преодоления последних метров душу наполняет счастье. Все поздравляют друг друга и начинают видеть, какую красоту и мощь они соорудили. Здорово и почётно быть дорожником. Считаю себя человеком счастливым. Сейчас мне уже 73 год пошёл, удалось воспитать достойную смену и вырастить многих профессионалов. Мои ученики трудятся на ответственных должностях, делают успехи и активно участвуют в развитии родной Тувы. Значит, мой жизненный путь был полезен для республики и её народа. Здорово, что судьба привела меня в дорожное хозяйство и позволила успешно трудиться в нём, – рассказал свою историю Арланмай Ооржакович.

Семь раз отмерь, один отрежь

Перед началом строительства трассы нужно провести масштабную подготовительную работу. Тут в дело вступают мастера магии цифр и формул. Кежикмаа Монгуш - специалист отдела проектирования ГУП РТ «Центр организации дорожного движения». По правилам конкурса ей надо с точностью до миллиметра просчитать всё необходимое для начала прокладки магистрали:
– Я и мои коллеги занимаемся расчётами сметы по возведению, ремонту и реконструкции дорог. Помимо финансовой части большое значение уделяется подбору материалов, логистики, необходимому транспорту, количеству рабочих для воплощения проекта в жизнь и многому другому. В нашем деле важна каждая запятая, а её отсутствие или присутствие в неположенном месте полностью меняет лицо проекта. Может случиться задержка в его исполнении, а ведь время дороже всего. Для дорожников каждый тёплый и солнечный день на вес золота, а промедление смерти подобно. И поэтому наш отдел трудится под девизом: «семь раз отмерь, один отрежь», – рассказывает Кежикмаа Ивановна.
Поболеть за старших товарищей пришли студенты Кызылского транспортного техникума. Среди будущих дорожником много хрупких и изящных девушек. Ангелина Сенаторова учится на третьем курсе. С одногруппниками уже не раз бывала на практике в поле и принимала участие в строительстве дорог:
– На эту профессию мне посоветовала обратить внимание сестра. Сказала, что тут немало интересного, открываются новые перспективы и есть много вариантов для развития. Дня работников дорожного хозяйства мы отмечаем 15 октября, и я рада, что в честь него устроен такой конкурс. На мой взгляд все участники прекрасно подготовлены, показывают отличные результаты и каждый достоин победы. Я бы тоже хотела поучаствовать в таком проекте. Но это будет возможно, когда я получу диплом и наберусь нужного опыта, – уточнила Ангелина.
Всё конкурсы позади, а судейская коллегия готова огласить итоги. В номинации «Лучшая дорожная бригада» места распределились следующим образом: I место – ООО «Восток», II место – ООО «Суугу» и III – ООО «Строй-Экспресс». «Лучшая дорожная лаборатория» – I место – ООО «Строй-Экспресс», II место – ООО «Восток» и III место – ООО «Суугу». «Лучший специалист по ценообразованию» – I место – Орлана Донгак ООО «Дорстройпроект», II место – Кежикмаа Монгуш ГУП РТ «ЦОДД» и III место – Тайгана Чит ООО «Восток». «Лучший стратег дорожной отрасли» – I место – Сугдер Даваа ООО «Сая», II место – Ай-Хаан Натпит-оол ООО «Сая» и III место – Айдемир Куулар студент Кызылского транспортного техникума.

Кирилл САМОХВАЛОВ.
Фото Буяна ООРЖАКА