Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ТУВИНСКИЙ ХОРРОР ОТ ХИМЛАЙФА И КО

6 июля 2020
384

Лидеру творческой команды и главному креативщику процесса Кулдегину Донгаку – 14 лет, да и остальные его соратники – примерно того же возраста. А сам дебютный фильм снят на обычный бюджетный смартфон.

* * *

Кулдегин Донгак, Намзырай Сат и Чаян Самдан – друзья с детства. Живут в одном районе, учатся в одном классе – в школе № 2 посёлка Каа-Хема. Болеют одними и теми же фильмами, вместе фантазируют, мечтают о будущем, проводят вечера. Кулдегин среди них самый младший, в школу пошёл в пять лет, поэтому уже окончил девятый класс. Он – главный генератор идей в компании.

Паренёк творческий: с четвёртого класса пишет стихи и небольшие прозаические вещицы, лучшие творения выкладывает на личной страничке в соцсети. Позиционирует себя начинающим писателем. Творит под псевдонимом Химлайф – сложение слов «химия» и англ. «жизнь». Это потому, что увлекается, помимо литературного творчества, ещё и химией. Своё настоящее имя пока бережёт. Оно у него редкое и глубоко символичное. Означает, как поясняет парень, «умный принц». Такое имя, конечно, обязывает ко многому.

На своей страничке Кулдегин немножко магичит: создал себе конкретную проекцию будущего – указал вуз, в котором будет учиться, профессию, которую получит, и род деятельности, которым будет заниматься. Осталось совсем немного – осуществить задуманное.

* * *

Итак, посмотрели как-то наши ребята американский фильм ужасов «Оно». Восхитились, обсудили впечатления. И Кулдегин вдруг выдал: а давайте сами попробуем снять что-нибудь этакое? У него к тому времени уже был личный канал на Ютубе, где он выкладывал, забавы ради, разные короткие ролики, где экспериментировал в основном со смешной озвучкой – оттачивал чувство юмора в формате видео. И рассказик на три странички подходящего содержания в тетрадке уже был сочинён.

Осталось немного: расписать сценарий и найти место для съёмок. Автор сценария – он же режиссёр, актёров – выбирай-не хочу, все друзья готовы. Сюжет получился немудрёный – то, что надо начинающим кинематографистам. Местом действия выбрали заброшенный объект в Каа-Хеме.

По сценарию, компания подростков придумывает себе мистическое приключение: в полночь они собираются в жутком месте и проводят спиритический сеанс. На их зов является дух убийцы, и начинается то, к чему мальчишки никак не были готовы. Снимали ребята летом прошлого года командой из восьми человек: пятеро актёров, оператор, звукооператор и монтажёр. Кулдегин совмещал актёрскую игру с ролью режиссёра и первого оператора. Собирались на месте вечерами, задерживались порой до самой ночи.

Родители затею мальчишек одобрили: всё лучше, сказали, чем просто так по посёлку болтаться. Хоть заняты каникулы чем-то конструктивным. Весь материал отсняли за две недели. В итоге фильм, который планировался как двадцатиминутная короткометражка, получился на час. Назвали интригующе: «Некуда деваться». На канал выложили 10 октября 2019 года, но интернет-премьере, как это бывает в мире большого кино, предшествовала волнующая процедура закрытого показа.

Актовый зал родной школы, который мальчишкам разрешили попользовать на час, был полон подростками. Кулдегин тоже сидел в зрительном зале и смотрел вместе со всеми. Поволновался. Испытал удовлетворение.

«Мораль фильма, – поясняет, – такова. Прежде чем браться за что-то, и речь тут не только о вызове духов, мысль шире, – так вот, прежде чем браться за что-то, всегда нужно думать, какие последствия будут у твоих действий. Не будешь ли ты потом горько сожалеть о содеянном? Не пострадают ли от твоих поступков окружающие?»

Фильмы ужасов при помощи инструментов, присущих жанру, и ярких переживаний, которые они вызывают у зрителя, дают ему возможность узнать, как поступать нельзя, какие человеческие недостатки и пороки могут привести к катастрофе.

 

Конечно, первая работа ребят – это всего лишь проба. Поиграли мальчики в создателей кино. Самое главное в том, что свою задумку они прожили с момента зарождения идеи до её полной реализации. А проект этот для них, ничего не смыслящих в искусстве кино, был поистине грандиозный. На уровне своих возможностей ребята проявили чудеса упорства и креативности и справились блестяще.

Режиссёр Айдын Куулар, который тоже свои первые кадры делал подростком, посмотрел творение школьников и похвалил. Сказал, что и у него когда-то было первое кино, что они молодцы и что надо развиваться дальше.

* * *

Сегодня в команде начинающих кинотворцов уже два десятка человек. К каахемцам примкнули кызылские школьники. Есть даже взрослые, родители юных актёров, которые в съёмках обеспечат массовку. Делать кино интересно всем. Ребята объявили себя начинающей кинокомпанией и обозначили жанр, в котором будут развиваться, – хоррор.

Первый закрытый показ принёс ребятам и первый заработок – на эти деньги купили кое-что нужное из аппаратуры. Новый проект снимать будут уже не на смартфон, хотя кое-какие съёмки, уточняет Кулдегин, всё же будут делаться на телефон – там, где нужна компактная камера. Основной же материал снимут на хороший фотоаппарат. Он уже есть, ребята на него скинулись.

 

 Новый проект – это кино в заявленном жанре хоррор. Всю зиму Кулдегин трудился над его сценарием. Рабочее название – «Возмездие». История более сложная и драматичная, чем в «Некуда деваться», действие разворачивается на нескольких площадках, актёров – в пять раз больше. В декабре ребята уже отсняли зимние кадры, положенные по сценарию, сейчас приступили к основной съёмке. В сеть выложили тизер – коротенький ролик-интригу о фильме, цепляющий будущего зрителя.

 

Через две недели обещают трейлер. Со съёмками в этом году мальчишкам сложнее. Родители хотят, чтобы они сидели в самоизоляции и берегли здоровье, а у них – график. Планируют во что бы то ни стало завершить проект под ключ к концу августа: в последние дни лета Кулдегин хочет показать готовую работу зрителям, которые ждут её с нетерпением. Многие из них, окончившие девятый класс, разъедутся осенью в другие города на учёбу, да и часть команды, например, Намзырай, в десятый класс приходить не собирается. Тоже уедет учиться. Он, кстати, хочет получить профессию кинооператора.

Поэтому работать надо, преодолевая любые препятствия. Из Кызыла на съёмки в Каа-Хем ездит пятнадцатилетний Аюш Оюн, с его участием снимали сцены на днях. Аюш – новый участник команды, он закончил восьмой класс и поэтому располагает как минимум годом для свободного творчества. Таких, как Аюш, скорее всего, в коллективе прибавится – если ребята не снизят темпы и не изменят своим планам. А планы у них, что любопытно, совсем не ужасные.

Кулдегин, который в процессе съёмок второго проекта уже насытился мистикой и кошмаром, в том числе и ночным, хочет попробовать что-то принципиально иное – например, комедию. Или даже боевик. Окончится работа над «Возмездием» – ребята соберутся и проведут мозговой штурм. Режиссёру уже есть что им предложить.

* * *

 Мечтает Кулдегин о большом кино. Два последних года в школе, конечно, могут многое в его голове поменять, но… когда это случится? Да и случится ли. Фильмы тувинских режиссёров мальчик и его команда смотрят и пересматривают с большим, уже профессиональным, интересом.

 

Айдын Куулар, с которым Кулдегин поддерживает связь в соцсетях, пообещал ему маленькую роль в ближайшем своём проекте. Там, на съёмочной площадке, паренёк получит возможность наблюдать, как делает кино местный режиссёр. Пока это самая реальная школа, которую на практике может пройти Кулдегин. И опыт, который, возможно, укрепит или, напротив, ослабит главную цель ребят – стать королями тувинского Ютуба.

 

Виктория КОНДРАШОВА.

Фото из архива ребят