Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тувинские страницы Салима Крымского

Выбор редакции
12 октября 2022
101

Исполнилось бы 92 года со дня рождения композитора Салима Манусовича Крымского 25 октября (1930–2022). Он ушел из жизни этой весной, 14 марта, оставив после себя богатое творческое наследие.

Вдохновленный народной музыкой

В истории развития тувинской музыки важную роль сыграли приезжие специалисты, помогавшие становлению профессионального искусства в республике. Одним из них был Салим Крымский, работавший в Туве в 1960-е годы. Годы учебы в Киевском политехническом институте и опыт работы в мартеновском цехе металлургического завода на Урале не сломили тягу молодого человека к музыке. После окончания композиторского факультета Свердловской консерватории в 1963 году Крымский вместе с супругой Галиной и маленьким сыном поехал работать в далекую Туву, в недавно открытое Кызылское музыкальное училище. Супруги вели музыкально-теоретические предметы, Салим Манусович также занимался композицией с начинающим автором, юным Хуреш-оолом Дамба. Три года жизни в Туве оказались очень плодотворными в плане приобретения профессионального опыта.

Главным вкладом в музыкальную культуру Тувы стало творчество композитора, вдохновленное тувинской народной музыкой, природой и современной жизнью в республике. Песни Салима Крымского – это музыкальные зарисовки современной жизни в Туве, запечатлевшие духовную атмосферу эпохи социалистических преобразований: «Бадылгалыг сөзүм бар ийин», «Сарыг-Септиң кыстары», «Город красный», «Кызылский вальс», «Тувинский край», «Тувинская дорожная»… Обращение к хоровым обработкам тувинских народных мелодий было продиктовано стремлением композитора проникнуть в самую суть тувинского национального искусства, высветить его внутренние красоты, открыть для себя новые выразительные приемы в работе с фольклорным материалом.

Крымский воспользовался сборником «Тувинские народные песни», выпущенным в 1963 году хоровым обществом Тувинской АССР и Республиканским домом народного творчества. Из избранных пяти песен автор составил цикл для смешанного хора а'капелла (без сопровождения). В музыкальном плане хоровые обработки Крымского содержат немало интересного, а для композитора это был бесценный опыт работы с инонациональным материалом, который пригодился в жизни позже, когда он переехал на Кавказ, где занимался освоением карачаевского фольклора.

Наиболее ценный вклад композитор сделал в область тувинской симфонической музыки: это три сочинения в крупных формах и разных жанрах, основанные на местном народно-песенном материале – «Увертюра», «Концерт» и «Симфония». Поскольку композитор уехал из Тувы в 1966 году, когда симфонический оркестр в республике ещё не был создан, то из отмеченных произведений Крымского в середине 1960-х годов в Туве исполнялся только концерт в авторской версии для двух роялей.

Развитие «Тувинской увертюры», написанной в 1964 году в Иваново, Доме творчества Союза композиторов СССР, построено на чередовании двух контрастных народных тем («Теве-Хая» и «Арга чарык»). Для автора это стало первым опытом использования национального песенного материала в построении крупного симфонического сочинения, а для тувинской музыки – первым образцом жанра оркестровой увертюры (местные композиторы освоят его позже).

Одночастный «Фортепианный концерт», написанный в Кызыле в 1965 году, поначалу был назван автором «Балладой», потом переименован в «Концерт-рапсодию для фортепиано с оркестром» (для юношества). «Баллада на тувинские темы», в которой использованы мелодии песен «Хандагайты» и «Тооруктуг тайга», была впервые исполнена в концертном зале Кызылского музыкального училища 11 декабря 1965 года на юбилейном концерте, посвященном пятилетию училища, коллегами композитора – преподавателями фортепианного отделения И. Чуфаровым и А. Ломизовым.

Впоследствии «Баллада» исполнялась в Ставрополе и получила, по воспоминаниям автора, хорошую оценку со стороны грузинского композитора Вано Мурадели (который также ранее бывал в Туве). Данное сочинение следует считать несомненной творческой удачей Крымского, внесшего достойный вклад в развитие концертного жанра в Туве на этапе его становления. Совместно с Натальей Лопсан мы решили возродить это сочинение, сыграв его в 2005 году в зале КУИ в честь юбилея З. К. Казанцевой, ученицы Крымского. Ныне произведение снова регулярно исполняется студентами и педагогами Кызылского колледжа искусств.

С Тувой расставался долго

«Симфония на тувинские темы» писалась, по свидетельству автора, в период 1966-1967 годов в Кызыле и Доме творчества в Иваново, т. е. была начата в период жизни в Туве, а закончена уже после отъезда из республики. Во многом из-за этого обстоятельства симфония была в Туве неизвестна и, к сожалению, никогда не исполнялась. Наш анализ авторской рукописи партитуры, хранящейся в Московском Музфонде, показал, что композитор в трех частях симфонии творчески переосмыслил хорошо известные тувинские напевы (в том числе өпей ыры, кожамык, песен «Самагалтай», «Тандым турда», «Конгургай», «Чашпы-хем», «Алдан хойнуң кадарчызы»). Хотя симфония была завершена автором уже за пределами Тувы и не была озвучена в живой концертной практике, сам факт ее существования и время создания позволяют в полной мере считать рассматриваемое сочинение Крымского первой тувинской симфонией.

В 1966 году семья Крымских переехала на Северный Кавказ в г. Черкесск, где Салим Манусович работал в местных музыкальном училище и филармонии. В Черкесское музучилище, где Крымский создал теоретическое отделение, вслед за учителем приехали продолжать своё образование его тувинские ученики – Зинаида Казанцева, Владимир Борисенко. Живя в Карачаево-Черкесии, Крымский был принят в члены Союза композиторов СССР, стал председателем местного отделения Музфонда СССР, создал много произведений на основе местного фольклора, в том числе первую национальную оперу «Последний изгнанник», поставленную в 1981 году в Северо-Осетинском театре г. Орджоникидзе.

Как признавался сам композитор, «с Тувой расставался долго». Замыкают тувинскую тему завершенные в г. Черкесске детские циклы фортепианных пьес на основе тувинского фольклора, которыми автор занялся после того, как закончил работу над аналогичным альбомом на карачаево-черкесском материале. Предназначенные для детей, новые, а также ещё сочиненные в годы работы в Туве пьесы были собраны в два цикла по шесть пьес и позже изданы издательством «Советский композитор».

В музыке детских пьес предстают народные тувинские мелодии, уже опробованные автором в иных крупных хоровых и симфонических сочинениях, а также новый фольклорный материал (песни «База катап көрбес мен бе?», «Дөгээ Баары», «Межегей», «Агитатор», «Кадарчы»). Обрабатывая народные мелодии, композитор стремился не только выявить их скрытые свойства, но и преподнести их в новом ракурсе, с неожиданной стороны. Таким образом, Салим Крымский обогатил фортепианный репертуар тувинской музыки, а его пьесы по праву вошли в практику педагогов-пианистов Тувы.

Привлекает не только многогранное творчество Салима Крымского, но и личность композитора, складывающаяся из очень серьезного отношения ко всему, с чем он соприкасался в жизни. В его отношении к искусству и профессии композитора не было места для легковесности и в то же время отсутствовало стремление к элитарности. Достойная тематика, глубина чувств, композиторское мастерство, и в то же время открытость музыки, её общительность с людьми – вот творческое кредо Крымского. Среди первых создавая крупные сочинения в национальных республиках (Туве и Карачаево-Черкесии), он мог бы с полным правом претендовать на награды за творческий вклад в музыкальную культуру Тувы или почетный титул основоположника карачаевской композиторской школы. Однако, он не стремился следовать распространенной конъюнктуре, будучи всегда честным с самим собой и не желая, по его собственным словам, «подчиниться стандарту, встать в строй».

Если не я, то кто?

Опыт работы с национальным материалом, приобретенный в Туве и на Кавказе, пригодился композитору, когда он впервые обратился к еврейской теме, постепенно занявшей центральное место в его творчестве после переезда в Москву. Композитор говорил нам, что импульсом стали слова дагестанского композитора Ширвани Чалаева, который «заронил в меня идею, что если я не буду воспевать героев еврейской культуры, то кто тогда?»

Первым в этом ряду стали написанные в конце 1980-х «14 еврейских танцев» для оркестра, они исполнялись ещё в Черкесске, став впоследствии весьма репертуарными в исполнении московского камерного оркестра «Cantus Firmus» под управлением А. Хургина. Еврейская тематика была продолжена в крупных сочинениях, это оперы 2000–2010-х годов («Давид», «Маймонид», «Мандельштам», «Пять сюжетов Кафки», «Рашель», «Спиноза», «Эйнштейн»), кантаты на библейскую тематику («Песнь песней», «Экклезиаст», «Руфь»), вокально-симфоническая поэма «Фиолетовый день» памяти С. Михоэлса, хоровой цикл на тексты псалмов царя Давида, вокальный цикл на стихи О. Мандельштама, «Семь стихотворений Б. Слуцкого»,«Тексты Фаины Раневской для голоса и фортепиано».

Интенсивность московского периода жизни и творчества поражает количеством самых разных сочинений (инструментальных, вокальных, оперных). Регулярно проводились авторские концерты, а личный вклад композитора в развитие отечественной музыки был отмечен Премией Союза композиторов России имени Д. Шостаковича. В 2020 году в честь 90-летия Крымского Уральская консерватория им. Мусоргского организовала концерт, в котором музыку юбиляра исполняли студенты и педагоги его alma mater. Несмотря на почтенный возраст и болезни, Салим Манусович до конца своих дней оставался настоящим тружеником, среди последних его проектов – опера «Гамлет».

Творческое наследие Крымского очень обширно, но пока изучено мало. В своей научной статье я рассмотрела и высоко оценила его библейские опусы. Сейчас вместе с молодым новосибирским исследователем Екатериной Швец мы работаем над анализом оперных сочинений. В этом нам оказывают содействие супруга композитора Галина Константиновна и продолжающая творческую династию дочь Анна Крымская – концертирующая пианистка, поэтесса и композитор, лауреат международных и региональных конкурсов, доцент кафедры фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных.

Более полувека назад супруги Крымские работали в стенах Кызылского колледжа искусств, где начиналась моя профессиональная карьера. В истории тувинской музыки Салим Манусович Крымский, открывая для себя тувинский фольклор, как первопроходец, проторил пути для развития симфонических жанров. И я счастлива, что имела возможность лично общаться с композитором – учителем моего учителя, мастером своего дела, замечательным музыкантом.

Екатерина КАРЕЛИНА,

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки.

Фото из архива автора.

"Тувинская правда" № 77 от 12 октября 2022 года.