Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тувинские добровольцы освобождали села, захваченные украинскими националистами

Выбор редакции
7 мая 2022
271

Крутим стрелки часов назад, не ограничиваясь конкретными датами.

Май 1944 года

До полного разгрома фашистской Германии оставался еще год. Но никто не об этом не знал – заранее никто не знает, когда кончаются войны.

А поверенный в делах в СССР Ензак описывает, как тувинские добровольцы возвращались домой. 20 мая он посетил заведующего Третьим дальневосточным Отделом Народного Комиссариата иностранных дел Латышева. И Латышев сказал ему, что военные организации Советского Союза сочли целесообразным 1-й Тувинский кавалерийский эскадрон, находящийся в данное время на отдыхе в Коврове, направить в Туву для укрепления Народно-Революционной армии ТНР. По словам Латышева, теперь они хороший боевой опыт, который необходим для тувинский бойцов.

22 мая в Миссию прибыл Байсклан, который сообщил, что эскадрон должен отбыть в ТНР 25 мая.

25 мая Ензак вместе с Шома выехал в Ковров. Там их встретили генерал-майор Рудчук, подполковник Лунин и подполковник Барышников, командир II полка, в котором находился тувинский эскадрон. Разумеется, и капитан Кечил-оол – командир добровольческого эскадрона и ст. лейтенант Байсклан – зам. командира по политчасти.

Эскадрон выстроился. Кечил-оол отрапортовал о состоянии и настроении бойцов. Ензак рассказал о том, чем занимаются сейчас в ТНР, как помогают фронту, о том, что трудящиеся ТНР собрали больше 17.000 голов скота для помощи районам Украины, в освобождении которых участвовал тувинский добровольческий эскадрон.

27 мая тоже было торжество. В Ковров прибыл представитель Главного штаба Кавалерии Красной Армии генерал-майор Тимохин, чтобы вручить ордена и медали Советского Союза воинам тувинского эскадрона.

28 мая на полигоне 2-й кавалерийской бригады состоялось конно-спортивное соревнование между двумя полками этой бригады. Конники продемонстрировали рубку лозы, преодоление препятствий, вольтижировку.

А дальше был почти настоящий парад. Небольшой, но настоящий. Хотя и назывался просто митинг. Эскадрон выстроили. С речами выступили генерал-майор и другие официальные лица, и эскадрон под боевым знаменем, врученным им тувинским народом, направился на вокзал. В десять часов вечера поезд отправился на восток.

Многие хотели вернуться на фронт. Но есть дисциплина в армии, каждый боец знает, что приказы нарушать нельзя. Впрочем, не все уехали. Это не нарушение дисциплины. Просто некоторые воины оставались в госпиталях, а оттуда уже вновь ехали на фронт. Например, Кыргыс Чамзырын после выздоровления попал в зенитный дивизион, в составе которого дошёл до Праги.

Задолго до своего парада

Крутим стрелки часов назад. До своего небольшого парада воины из Тувы прошли многое. И, кстати, не все ведь они так и оставались добровольцами. После вхождения Тувы в состав России танкисты, например, стали считаться не добровольцами, а воинами Красной Армии. Так же, как те, кто продолжал воевать после госпиталей.

В сентябре 1943-го из Тувы отправился на войну эскадрон из 206 добровольцев, под командованием капитана Тулуша Кечил-оола. 15 декабря 1943 года они приняли присягу и влились в 31-й Кубано-Черноморский полк 8-й кавалерийской дивизии.

И вот – тяжелый рейд. Нам сейчас даже трудно представить, как это было. С декабря 1943 по март 1944 они прошли глубоким конным рейдом по тылам вермахта: от Киева сквозь Сарненские и Цуманские леса, Чарторыйские болота, Ровенщину – до Карпатских гор. Это более 1000 км по пересечённой местности. Зимой. С боями.

Первый бой эскадрона - у села Деражно. В два часа ночи 30 января 1944 года ворвались в село, уничтожили 70 гитлеровцев, захватили склады с военным имуществом, с боеприпасами, 7 легковых и 14 грузовых машин. В этом бою погибли первые добровольцы командир взвода ст. лейтенант Монгуш Сат и рядовой Тюлюш Сенгин.

На северо-западной окраине Ровно ст. лейтенант Оюн Оолак сориентировался на местности и провёл своих бойцов в скрытный прорыв к железнодорожной станции. Солдаты взвода уничтожили 65 гитлеровцев, причём сам командир взвода убил 15 из них.

В бою близ Сурмичей 8-12 февраля 1944 года 19 бойцов эскадрона, во главе с командиром пулемётного взвода ст. лейтенантом Сатом Бурзекеем и старшиной Кууларом Дажы-Сереном попали в окружение. В плен они не сдались и погибли, как герои, забрав с собой на тот свет около 50-ти врагов.

Это был действительно тяжелый рейд. Эскадрон потерял 61 человека убитыми, 84 – ранеными. Тувинские воины не прятались от пуль, не боялись врага. Гораздо страшнее было посрамить свой народ. Ведь именно по ним судили о тувинцах в целом.

Генерал-майор Д. Н. Павлов позже дал им такую характеристику: «Боеспособны. Исключительно упорны в бою. К врагу беспощадны. Обладают презрением к смерти, высоким патриотизмом». Но эскадрон заметно поредел. Тувинское правительство хотело прислать еще сотню кавалеристов-добровольцев, и воины были уже готовы. Но не судьба. 28 мая кавалеристы поехали домой.

А сейчас посмотрим, что было до этого зимнего рейда. И, главное, как захватили те села и города, которые потом освободили наши воины.

Как захватили Деражно

С самого начала войны каждый уже сделал свой выбор.

В Туве делегаты X Великого Хурала ТНР (334 человека) единогласно приняли декларацию, в которой провозглашалось: «Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним».

Сразу же власти ТНР предложили советскому руководству помощь – отправить на фронт тувинских добровольцев, однако Москва в тот раз не согласилась, ссылаясь, в частности, на малочисленность населения Тувы.

Дальше – мы все знаем – предали золотой запас ТНР (около 30 миллионов советских рублей), 50 тысяч боевых коней, более 700 тысяч голов скота, из которых почти 650 тысяч – безвозмездно, огромное количество продуктов, одежды…

Националистические подразделения ОУН(б) (Организация украинских националистов. Бандеровцы) тоже сразу сделала свой выбор. 30 июня 1941 года, через неделю после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, в оккупированном Львове представители ОУН(б) провозгласили Украинское самостоятельное государство. Руководство ОУН (б) сформировало Украинскую повстанческую армию (УПА), отряды которой проводили этнические чистки.

География и хронология повстанческих выступлений подтверждает их согласованность с планами немецкого командования. Первые выступления и диверсии начались вдоль всей линии границы. Серия вооруженных выступлений бандеровцев прокатилась по тылам советского фронта в районах Берестечка, Вербы, Дубно, Ровно, расчищая дорогу ударным частям немцев.

В июне - июле 1941 года начались бои между националистами и отступающими частями РККА на Волыни. Волынские оуновцы занимались разоружением мелких воинских подразделений при подавляющем перевесе сил повстанцев. Отступающие красноармейцы не сдавались без боя. В местечке Дубно бои шли три дня, в Луцке 300 подпольщиков сумели захватить мосты и железнодорожную станцию, удерживали их до подхода немцев. В селе Красное в боях с оуновцами погибли 40 красноармейцев. В Ровенской области бои шли близ сел Деражно и в Костопольском районе.

На Волыни в первые дни войны в местечке Степань был организован отряд украинской милиции численностью более ста человек под командованием полковника Лиходько. Отряд был вооружен автоматами, револьверами и динамитом. В первых боях с отступающими частями РККА повстанцы убили несколько красноармейцев, в бою у села Деражно захватили пулемет.

Вот так, мало-помалу они расчищали дорогу фашистским войсками. И вот эти населенные пункты потом в тяжелых боях во время зимнего рейда освобождали тувинские добровольцы в одном строю с красноармейцами.

Мы знаем, что сейчас воины из Тувы, в том числе и добровольцы, вновь сражаются на Украине с теми же противостоящими силами. И мы знаем, что они победят так же, как победили и в Великой Отечественной войне.

Ирина КАЧАН