Тувинская правда 12+

Тува в жизни и творчестве Александра Курченко

7 марта 2022
210

Уроженец села Успенка Тандинского района Тувы, по материнской линии потомок местных старообрядцев, Александр стал старшим сыном в семье школьных учителей.  Его отец Петр Дмитриевич, учитель истории, член Малого Хурала ТНР, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Артиллерист, комбат, после тяжелого ранения в Польше, награжденный медалями и орденами, он в 1945 году вернулся в Туву, посвятив жизнь развитию системы образования республики как учитель, директор школы-интерната, заместитель министра образования, активист общественной жизни (открывал обком профсоюзов работников образования). Мама Зинаида Лифантьевна, учитель русского языка и литературы, работала в Кызылской школе № 1, в партшколе, в ИРПО, была завучем и директором кооперативного техникума, заслуженный учитель Тувинской АССР. Их сын и младшая дочь Галина продолжили династию, выбрав педагогическую профессию. Александр, после блестящего завершения школьного этапа биографии (с золотой медалью окончил Кызылскую общеобразовательную школу № 1, экстернатом окончил Кызылскую ДМШ по классу фортепиано), столь же успешно учился на историко-филологическом факультете Московского педагогического института им. Ленина.

Новосибирская консерватория

После возвращения в 1961 году в родную Туву он был направлен на работу в Кызылское музыкальное училище, где недолгое время занимался композицией (в т. ч. с А. Б. Чыргал-оолом). Параллельно работал в Кызылском педагогическом институте, где вёл уроки музыки и создал первый институтский хор. Вместе с тувинскими друзьями (В. Агбаном, С. Баиром и др.) играл в эстрадном ансамбле при КГПИ. Вскоре, в 1962 году, начался новый этап биографии Александра: в Новосибирской консерватории он приступил к работе в должности преподавателя-методиста заочного отделения. Параллельно сам обучался на вечернем отделении по двум специальностям: «Музыковедение» (окончил в 1966 году в классе проф. А. Н. Котляревского) и «Композиция» (окончил в 1967 году в классе Г. Н. Иванова, дипломная работа — Симфония № 1).

Интенсивная учёба совмещалась с административной и педагогической работой, продолженной после окончания вуза. Руководство консерватории отмечало: «Характерной чертой стиля преподавания А. Курченко является тенденция к широкому охвату явлений, где музыкальный анализ подкрепляется ссылками на факты из социально-политической и историко-филологической области» (из характеристики старшего преподавателя кафедры истории музыки А. П. Курченко, архив НГК). Также успевал работать в ДК им. Горького художественным руководителем ВИА «Аэлита», где реализовывал своё увлечение джазом. В 1969 году был принят в Сибирское отделение Союза композиторов СССР, его произведения неоднократно исполнялись солистами и оркестрами Новосибирска (это доказывают сохранившиеся в аудиоархиве консерватории записи его Симфонии и «8 тувинских народных песен»).

В Москву, в Москву!

1970 год – новый этап в жизни Курченко: он поступил в аспирантуру Московской консерватории им. П. И. Чайковского, где под руководством профессора Б. М. Ярустовского работал над диссертацией (но по ряду причин до защиты практически готовой диссертации дело не дошло). Будучи профессиональным музыковедом, неоднократно публиковался (в том числе в центральных журналах, также о музыкальной жизни Тувы), однако, с середины 1970-х годов сделал свой выбор в пользу композиторской карьеры. 

Композиция и педагогика для него оставались неразделимыми: с 1976 года в ДМШ № 27 им. С. В. Рахманинова г. Москвы он вел класс композиции, организовывал с воспитанниками постановки своих детских музыкальных спектаклей. С 1999 года А. П. Курченко работал в Московском институте культуры и искусства в качестве профессора, руководил кафедрой русских народных инструментов, также трудился на кафедрах оперной подготовки и истории музыки (со студентами МГИК поставил свою оперу), вел факультатив композиции.  Будучи известным автором для народного оркестра, Александр Петрович входил в секцию музыки для русских народных инструментов Московского отделения Союза композиторов СССР, а в 1995–2005 гг. возглавлял Клуб любителей музыки для народных инструментов при Центральном Доме композиторов Москвы.

Творческий портфель

Творческий портфель композитора весьма внушителен, особенно по части партитур (среди которых много сочинений крупных форм): более 80 — для большого оркестра русских народных инструментов, более 40 — для камерного состава русского народного оркестра, 17 — для симфонического оркестра, 10 — для духового оркестра, 24 композиции для хора, 5 — для чтеца с оркестром, музыка к 2 радиопостановкам, камерная опера «Прежестокая любовь»,  23 музыкальных спектакля для детей, множество песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений (для различных инструментов и составов).

Композитор успешно сотрудничал с квартетом «Сказ», ансамблем «Русские узоры», знаменитым «осиповским» оркестром, делал обработки для Л. Рюминой, Е. Шавриной и др. артистов. Много записей музыки А. Курченко имеется в фондах центрального радио, ряд сочинений записаны на пластинки и вошли в концертный репертуар многих российских музыкантов (в частности, «Американская сюита» А. Курченко, сделанная на основе обработок композиций группы «Beatles», исполнялась «осиповским» оркестром в 1990-х гг. в США). Около 30 сочинений изданы в нотных сборниках издательств «Советский композитор» и «Музыка».

Разностороннее дарование, широкий творческий потенциал, любовь к живописи отразились в его Симфонии № 8 для оркестра народных инструментов «Триптих по картинам Рериха». Сочинение было представлено на Международном фестивале современной музыки «Московская осень–2018» Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, а в декабре 2019 года автор был приглашен Государственным Музеем Востока для проведения лекции на тему «Н. К. Рерих и творчество композитора А. П. Курченко». 

Тувинская тематика

Одним из первых Александр Петрович создавал репертуар для тувинских инструментов (в области инструментовки на состав тувинского оркестра перенимал опыт И. Г. Минина). Тувинская тематика занимала прочное место в творчестве композитора и представлена большим количеством сочинений, создаваемых в период с конца 1960-х по начало 1990-х годов, среди них: для русского народного оркестра — сюита «8 тувинских народных песен» (1967) и  фантазия «Шеми-бажы» (1971; 1974 — версия для тувинского национального оркестра), симфоническая фантазия «Анчи-арат» (1971), «Чыргалбай» для чтеца и оркестра  (1971),  симфонические поэмы «Кызыл-чыраа» (1972), «Слово арата» (1973) и «В семье единой» (1982), симфонические сюиты  «Герои тувинских сказок» (1973–74) и «Кызыльские картинки» («Кызыльская сюита», 1973), «Тувинская юбилейная увертюра» (1979), Вторая («Тувинская») симфония (1980–81), «Тувинская рапсодия» для симфонического оркестра и чанзы (1986), «Фантазия в стиле каргыраа» (1987), «Тувинская эстрадная увертюра» (1990), «Тувинская фантазия» для струнного квартета (1987), три пьесы на тувинские темы для флейты, гобоя, кларнета, фагота и фортепиано (1989), две пьесы на тувинские темы для брасс-секстета (1989), «Хрестоматия для фортепиано на тувинские темы» (1990), песни «Озеро Азас» (ст. Л. Чадамба, 1965),  «Кызыльский вальс» (ст. С. Ряузова),  «Три детские песни для сопрано и духового квинтета» (ст. М. Рамазановой, 1989), вокальный цикл для баритона и фортепиано «Горит костёр…» (ст. А. Даржая, 1990), «Хрестоматия для тувинских национальных инструментов» в 3-х частях (1992; I ч. — струнно-смычковые,  II ч. — струнно-щипковые, III ч. — ансамбли).

Рукописи нот Курченко сохранились в библиотеках симфонического оркестра, Кызылского колледжа искусств. Отметим, что практически все композиции Александра Курченко на тувинскую тему звучали в советский период на его малой родине: каждое лето автор привозил в Кызыл свои новые сочинения, которые разучивались при его непосредственном участии. В период 1970–1980-х годов творческая деятельность А. П. Курченко объективно способствовала развитию национальной композиторской школы Тувы, и он является представителем ее второго поколения, наряду с Хуреш-оолом Дамба, Борисом Нуховым и Владимиром Тока.

Творческая встреча

Мне запомнилась творческая встреча с композитором в начале 1980-х годов, которую организовала музыковед З. К. Казанцева для учащихся РШИ и студентов в одном из больших классов 2-го этажа Кызылского училища искусств. Александр Петрович увлеченно рассказывал о своем творчестве, о своих планах, о сотрудничестве с московским квартетом «Сказ».

Потом мы встретились в стенах Кызылского колледжа искусств в августе 2008 года, когда я работала там зам. директора, а он приехал в гости к матери и сестрам. Мы беседовали на профессиональные темы, он рассказал мне свою творческую биографию. Вел себя просто, скромно, открыто. При этом было совершенно ясно, что это – действительно неординарная личность, с большой позитивной энергетикой, с широчайшим культурным кругозором, живым интересом к музыке разных народов мира.

Любовь к культуре малой родины

Когда я анализировала его тувинские опусы, то убедилась, насколько искренне он любил и понимал тувинскую культуру, как талантливо сумел отразить эту любовь в своих сочинениях. На мой взгляд, никто из тувинских авторов не смог пока создать сочинения подобного симфонической «Кызыльской сюите».  Небольших музыкальных зарисовок – девять: 1. Монумент «Центр Азии». 2. «Кызыльский дождь» (композитор пояснил, что старожилы так называют летнюю пыльную бурю). 3. Шуга на Енисее. 4. Двадцать шестой квартал. 5. Улица Красных партизан. 6. В городском парке. 7. Хуреш. 8. Паротурбинная. 9. Гора ТАР. Словно мозаика, звуковые картинки запечатлели архитектурные и природные достопримечательности тувинской столицы, став музыкальной летописью молодого города.  По-своему уникальна программная сюита «Герои тувинских народных сказок» (из пяти частей: 1. Богатырь Тевене-Моге и его конь Демир-Шилги. 2. Красавица, излучающая свет солнца и луны. 3. Шестиголовый мангыс Калчаа-Мерген. 4. Учитель Ак-Тун. 5. Оскюс-оол, который пел песни тайги). Сюита создана с большой фантазией и отмечена тонкими творческими находками. Очень жаль, что партитуры Курченко больше не исполняются симфоническим оркестром Тувинской филармонии. Такие произведения могут украсить любую концертную программу и досадно, что тувинский современный слушатель лишен возможности с ними познакомиться…

Из троих детей Александра Петровича музыкальную стезю выбрала дочь Вера. Супруга Маргарита Борисовна Сидорова – музыковед, кандидат педагогических наук, профессор МГИК – готовит монографию о муже. Будем надеяться, что эта книга вскоре выйдет в печати, а музыка Александра Курченко снова будет звучать в его родной Туве.

Екатерина КАРЕЛИНА,

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки.

Фото из архива семьи Курченко

Редакция «ТП»