Тувинская правда 12+

Тува – прекрасна, как и 100 лет назад!

13 августа 2021
68

Автор – Байза Ондар. «Наш талантливый земляк Байза Ондар отправил фотографию памятника Иннокентию Сафьянову, который сыграл одну из важных ролей в становлении тувинской государственности. Монумент планируем поставить перед Центром русской культуры к 100-летию Тувинской Народной Республики. Необходимость установки памятника ни у кого не вызывает сомнений. Это наш долг», – ещё в июне этого года отмечал Врио Главы Тувы Владислав Ховалыг.

Байза Ондар – так же является автором памятника и другому выдающемуся историческому деятелю -Буяну-Бадыргы, монумент был установлен в 2014 году – когда Тува праздновала 100-летие единения с Россией. В том же году и по тому же поводу на набережной Енисея заслуженный художник России, бурятский скульптор Даши Намдаков воздвиг скульптурный комплекс «Центр Азии» и композицию «Царская охота». Кстати, в Национальном музее Тувы, как известно, хранится золото скифов. Экспозицию открыли в 2008-м. Двадцать килограммов драгоценного металла в виде мужских, женских и даже конских украшений обнаружили в 2001-м во время раскопок кургана «Аржаан-2». Отдельное внимание – шпильке «царицы» с объёмной фигуркой оленя, что как раз и украшает наконечник скульптурного комплекса «Центра Азии». Вот так!

Горлом и медью

Горловое пение – уникальный вид искусства, которым владеют тувинцы, алтайцы, хакасы, башкиры и монголы. Исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя своеобразное двухголосное соло. Но хоомей как прекрасен, так и опасен – для исполнителя. Учёные утверждают, что горловое пение пагубно влияет на мозг, лёгкие, гортань и сердечнососудистую систему. В соседней Монголии труд хоомейжи приравняли к шахтёрскому, и артисты получают пенсию. Тувинские горловики добиваются того же.

Более безопасное творчество у духовиков. В начале лета в Кызыле, в честь 100-летия ТНР, состоялся уже третий фестиваль «Фанфары в центре Азии», который придумал Тимур Дулуш – Заслуженный артист Республики Тыва, первый руководитель Духового оркестр Правительства Тувы, режиссёр концертов фестиваля «Устуу-Хурээ». Во время парада оркестров в центре Кызыла конным дефиле ярко выделялись именно тувинские духовики. Коллектив возрождает традиции предшественника – конного духового оркестра Тувинской народно-революционной армии. Он существовал 15 лет – до вступления Тувы в состав СССР. Первое представление современного конного оркестра случилось 9 мая 2008-го. С тех пор такие выступления регулярны.

Меткие и сильные

Верхом на лошади тувинцы не только профессионально гремят басами и выдувают медь, но и отлично стреляют из национального лука. С лошади! В Туве сегодня активно возрождают некогда забытые традиции. Лучник-всадник Алексей Монге говорит: «Самое сложное – натягивать тетиву и одновременно управлять лошадью. Конь тоже должен быть обучен – бежать ровно и прямо. Тувинский традиционный лук изготавливают из березы, лозы ивы и рогов, а ещё используют карбон».

Веками тувинцы разногласия разрешали в соревнованиях по меткости, либо с помощью борьбы. Хуреш, или национальная борьба – самый популярный спорт в Туве, а борцы – самые почитаемые люди. Под стать и звания – «Борец-лев», «Борец-слон» или даже «Борец-исполин». Навыки хуреша и недюжинная сила помогали тувинским добровольцам бить фашиста в годы Великой Отечественной войны. Вот, что вспоминал гвардеец Донгак Бегзи-Хуурак, двукратный чемпион ТНР по национальной борьбе: «Внезапно на меня накинулись три фашиста, видимо, хотели поймать меня живым. Того, который сзади схватил меня за горло, бросил через плечо и пнул в печень, второго как уничтожил даже не помню, а третьего задушил руками. Это произошло очень быстро, а потом я сразу окунулся в бой».

Три веры Тувы

Кстати, победу борец отмечает танцем орла, что можно сравнить с танцем шамана. К шаманам отношение даже в советские времена было особое. С ними считались. Кстати, Верховный шаман России живёт в Туве. Зовут его Кара-оол Допчун-оол. В мае он отметил день рождения. В честь этого в местечке Чурек-Даш (Чалама) близ села Терлиг-Хая камлали язычники. Обряд собрал десятки шаманов не только из республики, но и из других регионов России. К примеру, приехали из Бурятии и Подмосковья. Они задабривали духов и просили у них благополучия для жителей России, здоровья и достатка землякам. Верующие сжигали белую пищу и участвовали в обряде очищения.

Тува – не только языческая, но и буддистская. В Дзун-Хемчике есть Устуу-Хурээ – легендарный храм, построенный в 1905 году. Это центр духовности и государственности Тувы. На территории монастыря заложили основу тувинского алфавита, отчеканили первую монету республики. В 1937-м храм разрушили, а лам расстреляли. В 1999 году восстановлением, а точнее возведением точно такого же хурээ, занялись организаторы одноимённого фестиваля живой музыки и веры, и в 2012 году новый храм торжественно открыли. «Устуу-Хурээ» – первый фестиваль, главной задачей которого было построить храм.

Годом ранее в Кызыле построили храм православный. Воскресенский собор освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 2019-го здесь начались регулярные богослужения на тувинском языке. «У нас очень много прихожан – тувинцев. Если прибегнуть к статистике, то где-то половина от всех», – отмечает священнослужитель отец Ермоген.

Друзья-соперники

А ещё есть Библия на тувинском языке. Над переводом работали 20 лет. В Туву православная книга пришла со старообрядцами, которые начали селиться здесь в 30 годах 19 столетия. Сегодня старообрадцы живут в верховье Енисея. К чужакам по привычке относятся с недоверием. Мужчины не стригут бороды, замужние женщины ходят в платках. Обходятся без телевизора, радио, совсем без электричества. Охотятся, рыбачат, собирают ягоду, грибы, травы и коренья. Держат скотину и выращивают овощи. Все зажиточные. Соблюдают все посты, свято чтут Закон Божий.

Один из первых русских переселенцев – Георгий Сафьянов. Именно этот минусинский купец в 1885 году основал Туран. А его сын Иннокентий сыграл ключевую роль в образовании Тувинской народной республики. Под его руководством разработали первую в истории Тувы Конституцию. Он всем сердцем желал, чтобы республика процветала и развивалась.

Ту же цель преследовал и Буян-Бадыргы Монгуш. Именно он в 1912 году писал русскому царю Николаю Второму о покровительстве России над Тувой, к чему пришли в 1914-м. Именно он считается основателем тувинской государственности. Буян-Бадыргы Монгуш и Иннокентий Сафьянов не были друзьями, напротив, одно время они соперничали, но ради будущего Тувы, которую оба сильно любили, нашли точки соприкосновения. И тот, и другой понимали, что Туве нужно найти свой путь, и наилучший путь был только с Россией! В 1921 году Тува стала независимой, о чём уведомили Советскую власть – с просьбой поддержать решение, а в 1944-м Тува окончательно породнилась с Россией, войдя в её состав.

Андрей МАКАРОВ

"Тувинская правда" № 36 от 14 августа 2021 года.

Редакция «ТП»