Развитие туристической инфраструктуры поможет привлечь в республику больше туристов. Конечно, это – вклад в развитие экономики Тувы. Но это делает и нашу жизнь более удобной и комфортной: появляются новые места для отдыха, для организованного досуга. О том, чего мы уже достигли в туриндустрии и почему узнаем у Айзаны Сакак, заместителя директора Агентства по туризму РТ.
Как считают туристов
Но сначала уточним некоторые детали. Например, как считают туристов? Никто ведь не стоит на границе региона (или в аэропорту) и не считает: «этот - наш, этот – гость». Айзана Сакак говорит, что все делается просто. Сведения поступают из гостиниц и других мест размещения гостей республики. При этом надо учесть, что не все гостиницы, хостелы, гостевые дома подают сведения о постояльцах, а это значит, что туристов явно больше, чем в статистических отчетах.
Разумеется, в гостиницах живут и те, кто приезжает по делам, в командировку, например, на библиотечный форум. Но мы же понимаем, что и они – туристы. Они живут в гостиницах, ходят в музей, гуляют по набережной. Им показывают и другие красоты Тувы.
И, чтобы далеко не уходить от набережной, проиллюстрируем двойную выгоду. Здесь (и не только здесь) делают, допустим, навес, под которыми качели. Но на этих качелях приятно будет посидеть не только туристам, но и жителям города. Отдохнуть, поесть мороженное… Летом, конечно!
Главное, что мешает развитию туризма, это даже не транспортные проблемы, а короткий период хорошей погоды. В трескучие морозы мы и сами стараемся больше сидеть дома. То есть, туристов можно заманивать в Туву меньше шести месяцев в году. Если кто-то хочет возразить, и сказать, что зимы ведь сейчас стали теплее, пусть вспомнит: то, что мы зимой называем «тепло» - для подавляющего большинства населения страны – это «очень холодно». У них ведь нет даже подходящей одежды для наших зим!
«Т» - это туризм. И Тува тоже
Спросим у Айзаны Сакак, что такое туризм для Тувы. И услышим ответ человека, увлеченного своей работой: «Туристическая отрасль – это интересное, многогранное направление, в настоящее время превратившееся в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Туризм становится характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира.
Туризм в постпандемийный период получил второе дыхание и показал готовность российских путешественников менять географию отдыха. И мы работаем над тем, чтобы включить нашу республику в маршруты отдыха массового туриста.
Не будет преувеличением сказать, что каждый, кто у нас был, остается под большим впечатлением. Заповедный уголок в центре Азии никого не оставляет равнодушным: красóты природы, самобытная культура, уникальное горловое пение и таинства шаманских обрядов превращают Туву в прекрасное место для путешествий и активного познавательного отдыха.
Наше стремление с учетом этого – сделать нашу республику узнаваемым, притягательным местом отдыха.
Учитывая важность данного направления в развитии республики, в конце 2022 года был создан отдельный орган – Агентство по туризму республики, которое играет курирующую роль в развитии туризма, обновлена необходимая нормативно-правовая база, регион начал участвовать в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В целом отрасль туризма относительно молодое направление для республики.
Вместе с тем, за последние три года наблюдается положительная динамика:
- число предпринимателей в этой сфере увеличилось на 60%;
- объем платных услуг и налоговых поступлений вырос на 30%;
- количество граждан, занятых в отрасли туризма и гостеприимства, растет в среднем на 16 % в год».
Цифры могут сказать многое
Давайте действительно посмотрим на цифры. Красоту природы в цифры не переведешь, но выгоды от туризма посчитать можно. Цифры покажут и общую динамику.
Вклад отрасли туризма в ВРП региона по данным Росстата 3,7%. Вроде бы немного, но уже выше, чем в доковидные годы. Понятно, что во время пандемии эта отрасль пострадала больше всех.
Объем платных услуг от туристско-рекреационной деятельности:
– 2021 г. – 176,9 млн. руб.
– 2022 г. – 267,1 млн. руб.
– 2023 г. – 295 млн. руб.(на 118,1 млн руб. больше, чем в 2021 г.)
Объем налоговых поступлений:
– 2021 г. – 84,3 млн. руб.
– 2022 г. – 83,527 млн. руб.
– 2023 г. – 117,69 млн. руб. (на 33,4 млн руб. больше, чем в 2021 г.)
Официальная статистика говорит, что в 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике Тувы составляла 112,3 тыс. чел. Из них в отрасли туризма и гостеприимства занято 2,8 тыс.чел. А это - 2,49 % от общего количества занятых. И это число постоянно растет: в 2021 году было 2,4 тыс.чел., в 2022 году - 2,7 тыс.человек.
А теперь посчитаем гостиницы, базы и прочие места размещения туристов. Сейчас в Туве 113 таких мест. В 2022 году было 87.
Количество номеров в 2021 году: 569 номеров, 1987 койко-мест. В 2022 году: 926 номеров, 2756 койко-мест. В 2023 году было уже 983 номеров. Такой рост произошел за счет т строительства новых и реконструкции изношенных гостиниц и баз.
В 2023 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма было 109, в 2022 году - 69. В этом году еще не подводили итоги, но число явно увеличилось.
Самый высокий рост числа туристов
Наверное, все уже читали в новостях, что Сибирь вышла на первое место по приросту числа туристов в сравнении с прошлым годом. С января по сентябрь путешественники совершили 5,5 млн поездок по регионам Сибири. Это на 15,3% больше, чем годом ранее в аналогичный период. Самый высокий прирост продемонстрировали Республика Тыва, Томская и Омская области.
За счет чего произошел рост
Рост – внушительный. Даже огромный. А за счет чего?
Айзана Сакак выделяет три основных фактора.
Первое – развитие инфраструктуры. Правительство республики принимает серьезные меры для создания благоприятных условий для развития туристической отрасли. Идет работа по строительству и модернизации туристической инфраструктуры, развитию транспортного сообщения, повышению качества сервиса.
Второе - информационные кампании, которые способствует росту интереса к региону: активное продвижение Тувы как туристического направления через социальные сети, туристические выставки и другие каналы информации.
Это например: День туризма на выставке-форуме «Россия» в Москве на ВДНХ; участие делегации в 30-й Международной выставке МИТТ-2024. В Новосибирске прошел VII Всероссийский конкурс «Лучший туристский информационный центр России 2023». Там Тува была удостоена премии «Территория этнографического туризма».
И третий, очень важный фактор – событийные мероприятия. Культурные мероприятия и национальные праздники привлекают туристов и создают уникальные возможности для знакомства с местной культурой.
В этом году к числу событийных мероприятий, привлекших туристов, можно отнести:
- Новый год по лунному календарю «Шагаа-2024»;
- Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»;
- Праздник животноводов «Наадым-2024»;
- День Республики Тыва;
- Международный фестиваль «Хоомей в Центре Азии».
Понятно, что остаются некоторые вопросы: за счет чего же произошел такой скачок, если учесть, что события были как и каждый год. Есть ли еще какой-то секрет, и, наконец, планы и прогнозы. Но об этом – в следующем материале.
Ирина Качан.
Фото Агентства по туризму РТ.
Туризм: двойная выгода
11 ноября 2024
34