Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Туда, где Серебряная гора

17 ноября 2020
62

Восемь часов пути из Кызыла, последние два из которых - по извилистой горной дороге, и вот мы оказываемся в одном из красивейших и самобытных районов республики. Здесь все по-особенному, кажется, что и краски ярче, и воздух прозрачнее.

Гора, которая нас встречает

Самой первой путников встречает величественная гора Когей, на вершину которой смотришь, высоко запрокинув голову. А на её крутых горных склонах, в предгорье, важно расхаживают сарлыки, которые издали кажутся черными и желтыми точками.  Говорят, что животные два-три дня могут свободно бродить сами по себе, далеко при этом не забредая, но после обязательно возвращаются к своему стойбищу.

Пронизывающий ветер с лихвой восполняет отсутствие снега. Вершина священной Монгун—Тайги, увенчанная снежно-ледовой шапкой, была в дни нашей командировки в тумане. А так хотелось ясного солнечного дня, чтобы полюбоваться на сияющий и слепящий глаза пик Серебряной горы.  Ну что ж, зарубка на будущее – приехать сюда еще раз.   

Заселен трудный для жизни район не тесно: около 6 100 человек по официальной статистике живут в трех населенных пунктах: Мугур-Аксы, Кызыл—Хая и Тоолайлыг. Мы постарались выяснить, как и чем живут монгун—тайгинцы в это непростое время? И начнем с самого главного.

Карантин сохраняется, но пропускают всех

С 19 сентября в районе были введены ограничения из-за разбушевавшегося коронавируса.  Тогда же был запрещен въезд и выезд, за исключением спецтранспорта, перевозящего товары первой необходимости.

Сейчас пропускного поста нет, но карантин сохраняется. Как сообщил и.о главного врача ГБУЗ РТ «Монгун—Тайгинская ЦКБ» Айдын Сарыглар, по эпидситуации отмечается незначительное снижение, примерно на 7-8 человек в неделю.

На базе больницы с 24 сентября действует инфекционный госпиталь на 12 койко-мест для лечения больных средней и тяжелой степени тяжести, а также тех, у кого есть сопутствующие заболевания. Если состояние стабильно тяжелое, то отправляют на лечение в Кызыл. «Легкие» больные лечатся амбулаторно.

Есть двухнедельный запас необходимых лекарств. Люди старше 55 лет и с сопутствующими заболеваниями получают медпрепараты бесплатно. Таких в районе 5 человек.

Кстати, по громкоговорителю в администрации три раза в день жителей оповещают об эпидситуации в районе, а также призывают обезопасить себя и своих близких от коварной инфекции, просят соблюдая гигиену.

«Золотой» уголь

Твердое топливо в отдаленной Монгун-Тайге поистине «золотое»—за одну тонну угля жители выкладывают 5300 рублей. А в селе Кызыл—Хая и вовсе -5600. Вот и приходится многим сельчанам перебиваться всю зиму, покупая по полтонны и стараясь растянуть ее на как можно дольше. А чтобы пережить здешние холода, требуется как минимум 5 тонн.

Как сообщил заместитель председателя администрации по жизнеобеспечению, строительству, ГО и ЧС Ужар—оол Ондар, такая заоблачная цена взята не из воздуха, она установлена Службой по тарифам РТ. Уголь привозят из города Чадана шесть предпринимателей. Правда сейчас половина из них отказывается от своих обязанностей из—за сложной дороги до района.

 

Району нужен топливный склад

Выход из ситуации видится в создании топливного склада, которые сейчас работают во всех районах Тувы.  Благодаря им население покупает топливо по фиксированной цене.  Даже в отдаленных районах стоимость угля такая же, как, например, в Кызыле, ведь все затраты на доставку субсидируются.

Заброшенное здание бывшего гортопа под топливный склад в Мугур—Аксы начали обновлять недавно – пока его только огородили. Местные власти объявили торги для желающих заняться его дальнейшим обустройством и деятельностью.  Осенью нашелся было один предприниматель, да потом, не рассчитав силы, пошел на попятную. Результаты новых торгов будут известны лишь 12 декабря. Если топливный склад заработает, стоимость угля может снизиться до 3040 рублей. Но это вопрос будущего.  А мугур—аксынцам приходится и дальше раскошеливаться.

Запас угля в организациях составляет более 70%, остальное, как заверяет руководство района, будет обеспечено собственными силами.

Не простой уголь, а социальный

Но не все так грустно. В обеспечении углем многодетных семей большую роль играет проект «Социальный уголь». Почти 100 семьям района, в которых воспитываются четыре и более несовершеннолетних детей, каждую осень выдаётся бесплатно по 2 тонны угля.  Согласитесь, помощь существенная. Одна из таких получателей—многодетная мама   Сайзана Салчак, которая воспитывает пятерых детей. 

«Бесплатный уголь получила в начале сентября, когда как раз наступили холода. У меня угля вообще не было. Именно в такое трудное время привезли топливо и сгрузили прямо во дворе. Это очень большая поддержка для меня, ведь сама-то я за раз столько угля купить не могу, так как нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Все деньги уходят только на еду и бытовые расходы. Я очень благодарна работникам нашего соццентра, которые включили меня в эту программу. До этого дома холод стоял, а как печь затопила, все мои дети сразу же заулыбались, тепло и уютно нам стало.

В прошлые годы я покупала только по полтонны, которых хватало лишь на месяц, а иногда и нет. Бывало, что и в холоде сидели, а что делать? Только утром и топили печь. Сейчас совсем другое дело.

Нынешний уголь очень хорошего качества, золы практически нет. Дом—то у меня небольшой, поэтому думаю, что мне его хватит до конца декабря. В холодные дни по 4—5 ведер угля использую.  Младшенькая только-только начала ходить, а тут как раз и тепло в доме. Все никак не нарадуюсь»—смущенно улыбается Сайзана Хулер-ооловна.

Это не единственная ее радость. В сентябре многодетная мама стала участником еще одного проекта, на этот раз «Социального контракта». Теперь до конца года многодетная мама будет получать от государства 11 125 рублей в месяц. На них она планирует отремонтировать надворные постройки, необходимые в хозяйстве.  Всего же участников «Социального контракта» в районе —51 семья.

Монгун-Тайгинский Шрек

Именно так нарекли свою буренку участники губернаторского проекта «Корова-кормилица» Чейнеш и Орлан-оол Донгак по просьбе ребятни, обожающей мультфильм про этого героя.  Вот такая корова с мужской кличкой. Двух других прозвали Беллой и Розой. Все три—стельные, а значит, скоро поголовье коров этой трудолюбивой многодетной семьи может достигнуть 12 голов.

Сколько усилий и трудов нужно, чтобы вырастить и приумножить животину, знают только те, кто каждый день, забыв про долгий сон и отдых, неустанно заботится о ней. Самая главная проблема – это корм. Попробуй его впрок заготовить, когда сенокосных угодий в Монгун-Тайге раз, два и обчелся.  Да и те уже давно в чьей-то собственности.  Вот и приходится искать сено, где придется—возле речки, у подножья гор. Но этого не хватает, поэтому с декабря скотина переходит на отруби, говорит глава семьи.

«А меня коровы совсем не слушаются, —смеется Чейнеш Хереловна,— но молоко хорошо дают. С одной коровы по 2—3 литра получаю. Купили сепаратор, теперь и масло, и сметана—все свое. Излишки молока отдаем родственникам. Вот на 1 июня всех желающих ребятишек молоком и хойтпаком порадовали.  Я рада, что мои дети приучаются к труду, старшие уже научились ухаживать за скотом».

Свою первую корову семья   получила четыре года назад, когда на сходе граждан односельчане дружно проголосовали за то, что именно эта семья достойна участия в губернаторском проекте. В 2018 году корову с теленком трудолюбивые супруги передали уже другой семье.  С 2016 года уже 56 семей района обзавелись собственными буренками.

Высокогорная земля

К слову, в районе реализуются и другие губернаторские  проекты, в том числе  «Чаа сорук» и «Кыштаг для молодой семьи».  А вот  от проекта  «Социальный картофель» в этом году отказались. Как рассказала директор Центра социальной помощи семье и детям Саида Салчак, «второй хлеб» требует слишком много сил и средств, картофель приходится сажать в другом, более благоприятном для земледелия районе.

А старожилы помнят, как в советские годы в местечке Чеди-Тей в тепличных условиях прекрасно выращивали и картофель, и лук, и огурцы, и другие овощи. 

В укромном местечке среди гор расположилась чабанская стоянка молодых животноводов—Кара-Кыс Донгак и Ахмеда Комбуй-оола.  В июле прошлого года они получили двести голов овец, а в придачу и материалы для постройки дома в 36 квадратных метров. Глава семьи потомственный животновод и специальность у него подходящая - ветеринарный фельдшер. Может быть поэтому этим летом ему удалось сохранить стопроцентный приплод. Кроме того, семья держит 10 коров и 4 лошади, ведь есть для кого стараться: у Комбуй—оолов подрастают пятеро детей.

Юлия САТ

Фото автора

"Тувинская правда" № 87 от 14 ноября 2020 года.