Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
29 сентября, чт

Тимур Куулар : "Надо всерьез заняться воспитанием и развитием детей, причем, развитием всесторонним"

Выбор редакции
18 сентября 2022
2

Глава Тувы Владислав Ховалыг считает: «К сожалению, мы слишком радикально оборвали нити преемственности с советской школой, и в особенности это касается воспитательной части». То, что случилось в Республиканской школе-интернате «Тувинский Кадетский корпус» – это страшно. А решать проблему будем всем миром. Таким было предложение заместителя председателя Правительства Тувы Тимура Куулара. И для начала провели «разведку боем».

Простая идея

Идея действительно проста. Дети, которые по разным причинам живут в интернате, слабо представляют себе жизнь в обществе. Порой у них возникают искаженные представления о жизненных ценностях. Недавняя трагедия это подтвердила. И что тогда надо желать? Надо, чтобы общество пришло к ним.

Теоретически сначала надо бы руководителям разных организаций встретиться, обговорить все аспекты, составить план… Это действительно необходимо. Но время-то идет! Согласования – это само собой, но это – долгий процесс. А действовать надо прямо сейчас. И прямо сейчас Тимур Куулар организовал своего рода «культурный десант» для знакомства.

(Вот эти термины «разведка боем» и «десант» – получаются совсем непроизвольно, если говорить о Кадетском корпусе: обстановка обязывает.)

В минувший четверг сотрудники Центра русской культуры приехали в интернат со спортивно-развлекательной программой для детей.

Цель мероприятия зампред правительства обозначил просто: посмотрим на детей, посмотрим, как они к нам отнесутся, посмотрим, что можно сделать.

Детям нужно внимание

Хотя, что там смотреть! У детей явно дефицит общения.

На территории интерната два основных здания. В одном живут кадеты, в другом – ребята из интерната. И «перемычка» между ними – столовая. В интернатском корпусе сейчас идет ремонт, все живут в кадетском. Кадетов, к слову, не так уж и много, большая часть живет в городе, с родителями, а сюда приезжают на учебу. Так что все более-менее умещаются и во время ремонта.

Подхожу к группе ребят просто спросить именно о том, где и кто живет. Так ребята целую сценку разыграли на тему как им живется. Одного мальчика выбрали в «драчуны», мол всех обижает. Тут на него девочка набрасывается, вроде как она его обижает. Ничего не понимаю – все хохочут: «Это его девушка».

Совсем маленький мальчишка идет по плацу и вдруг делает кувырок в воздухе. Ну, такое в обычной школе просто не увидишь. Помню, как мы сами пыхтели, делая кувырки на матах. А тут – на асфальте! Да и вообще в воздухе!

Мальчика зовут Отчугаш Май-оол, он из интерната, учится в четвертом классе и занимает хурешем. У него есть друг Айдаш Маады, который учится в пятом классе. Обязательно запомню их имена, буду болеть за них на соревнованиях.

Детям нужно просто внимание. И они стараются его привлечь. Учителя и воспитатели, конечно, стараются как могут. Но на каждого ребенка в обычных семьях приходится несколько человек: родители, бабушки с дедушками, дяди и тети… Так исторически сложилось, это правильно и это входит в природу человека. А здесь – наоборот. Взрослых мало. Каждому ребенку много внимания уделить не получится.

Просто для развлечения?

Самая идея работать с воспитанниками, как говорит Тимур Куулра, пришла к нему во время планерки, когда обсуждали сложившееся положение. Он считает, надо занять свободное время детей, заняться воспитанием и развитием. Причем – всесторонним развитием.

Основную нагрузку возьмут на себя Центр русской культуры и служащие 55-ой отдельной мотострелковой бригады (горной). Сегодня военные прийти не смогли – организовывали отправление личного состава на спецоперацию, но идею в целом приняли очень положительно, они обязательно будут работать с кадетами.

А Центр русской культуры, казалось бы, приехал только для того, чтобы развлечь ребят, провести соревнования, небольшой концерт, игры и танцы? Вообще-то нет. Нынешнее мероприятие – это как раз «разведка боем». На самом деле сотрудники ЦРК могут предложить гораздо больше.

Они могут проводить занятия по пению, организовать драмкружок и поставить спектакль, обучать танцам. Нельзя сказать, что это у них в планах, потому что планов сейчас как раз и нет – пока только идея.

От идеи до воплощения

Пока много неясных вопросов. Предполагается, что Республиканскую школу-интернат «Тувинский Кадетский корпус» будут навещать два раза в неделю. Только сотрудники ЦРК или они, допустим, один раз, а второй раз – военнослужащие и представители других организаций? Этого пока никто сказать не может.

Директор ЦРК Виола Храмова полагает, что им лучше будет вести уроки пения, а заместитель министра образования Ирина Сарагашева, напротив, считает, что есть учебная программа, в которую не надо вносить изменения, а пением можно и нужно заниматься в кружках во внеурочное время. То есть это будет как дополнительное образование.

Порыв души – это прекрасно, и в четверг в школе интернате собрались разные люди: кроме, собственно, Тимура Куулара, руководитель Агентства по делам национальностей, руководитель Агентства по делам молодежи, руководитель «Молодежки ОНФ» в Туве, заместитель министра образования.

У каждого из них есть свое видение будущей работы в интернате. Но мы их планов пока не знаем Тем более, не знаем общего плана всех структур.

Но если сотрудникам ЦРК надо будет ездить сюда два раза в неделю, причем, после уроков, вероятно уже в их нерабочее время, надолго ли хватит порыва души? Ведь это будет время «отнятое» у своей семьи и своих детей. Тем более, что такая работа не оплачивается. Пока они полны энтузиазма, но насколько его хватит?

В общем – вопросов еще очень много.

И другая работа

Виола Храмова – оптимист, она говорит, что они готовы проводить уроки танцев и уроки вокала, брать их на разные мероприятия в Центр русской культуры. Больше того, она надеется, что здесь найдутся дети, готовые влиться в их коллектив, и уже самим участвовать в концертах.

Это замечательная идея – дать возможность детям стать полноправными участниками другого коллектива, не только интернатского. А что можно сделать еще?

А еще можно просто посмотреть на интернатский двор. Шатающая, без некоторых частей перил горка. Дети туда лазают с удовольствием. Тьфу-тьфу, не было бы беды. Есть оригинальной формы больших клумб, выложенных булыжниками. Заросших клумб. Совместная работа здорово сдружает и объединяет всех. Или сейчас детям вообще нельзя работать? Даже сажать цветы во дворе?

Советское воспитание, о потере которого сожалеет Глава Тувы Владислав Ховалыг, как раз предполагало и трудовое воспитание. Мы все устраивали цветники в школах, ухаживали за ними, делали генеральные уборки, занимались другими делами.

Найдутся ли взрослые, готовые зимой (вместе с воспитанниками!) построить новую горку, а весной выдрать сорняки с клумб и помочь посадить там цветы?

Какой может быть другая работа, кроме патриотического воспитания (которым займется 55-я горная бригада) и эстетического воспитания (которым займется Центр русской культуры)?

Трудовое, этическое, экологическое, нравственное, гражданское – видов воспитания много, и они все важны. А еще есть финансовая грамотность, которая тоже никогда не помешает. Найдутся ли желающие постоянно работать с детьми? В общем, предстоит решить очень много вопросов.

И не надо еще забывать, что этим детям нужно в первую очередь просто внимание.

Ирина КАЧАН

Приложенные файлы