Тувинская правда 12+

Тес-Хем: пасутся и овцы, и сарлыки

12 июля 2021
100

В этом году хозяйства района получили 89 процентов приплода овец, 85 процентов молодняка крупного рогатого скота и 80 процентов жеребят. В местечке Арт-Кыры на летнюю стоянку переехал молодой чабан-тысячник Ундэс Чангы-оол, который в этом году должен получить официальный статус в минсельхозе республики. Как отметил животновод, этот год выдался для чабанов благоприятным. Снежный покров небольшой, да и зима была очень теплой.

Фото есть Ундэс Чангы-оол, чабан-тысячник:

- Как я помню, моя бабушка и дедушка здесь жили и всегда держали скот. В 2014-2015 годах мы купили несколько голов КРС и 90 овец. С тех пор уже семь лет занимаюсь скотоводством. Когда мне было девять лет, у меня была кобылица с жеребёнком, но ее украли. Потом все же, смогли восстановить утраченное. Сейчас я вспоминаю о том, что когда-то начинали всего-то с нескольких голов коров и овец, и одной кобылицы.

В настоящее время у нас на летней стоянке 25 лошадей, больше ста семидесяти буренок и более тысячи голов мелкого рогатого скота. Самым главным условием для успешного разведения овец и коз является правильное их содержание в зимней кошаре.  Пол в загоне обязательно должен быть сухим и теплым, помещение для животных нужно содержать в чистоте.

В этом году по результатам окотной кампании получил около четырёхсот ягнят и козлят. Крупный рогатый скот тоже дал свое потомство - шестидесят телят.

Зимой, когда выпадет большой и глубокий снег, весна будет затяжной и холодной. Вот тогда для животноводов наступает трудная пора. Именно это время, когда снег застывший, он превращается в ледяную корку, копыта у животных снашиваются до крови и возникают проблемы при ходьбе. В итоге, не набрав достаточный вес на пастбище, скот и его потомство могут погибнуть. Но этот год выдался для чабанов очень благоприятным. Зимой снега было немного и теплой по нашим меркам была зима.

Запас кормов должен быть достаточным, чтобы животные не голодали. В этом годы мы приготовили около ста шестидесяти рулонов сена. Знаю, что тувинские чабаны зимой и летом привыкли держать крупный и мелкий рогатый в основном на пастбищах. Если перекормить животных, то они привыкнут к готовым кормам и будут возвращаться на стоянку. Поэтому нужно кормить скот только по утрам и дальше – на пастбище. Стадо после выпаса сытое, кормить не нужно.

Ундэс на первый взгляд совсем еще молодой человек, но, на  самом деле, уже неплохо разбирается в животноводстве. Занимается вопросами улучшения породы животных, его волнует реализация шерсти овец на выгодных для животноводов условиях. Но вопросами переработки сельхозпродукции пока не интересуется . И этому есть свои причины.

- В настоящее время самым трудным для чабанов остается вопрос реализации настриженной шерсти овец. Вот, недавно продали руно -1 тыс. 500 килограммов (полная Газель), - а выручили всего четыре тысячи рублей. Что поделаешь, это все-таки деньги, чем остаться у разбитого корыта. А для того, чтобы переработать молоко от ста дойных буренок, нужны помощники и доярки. Сейчас мы находимся на летней стоянке, а расстояние до зимней стоянки 54 км. Большие расходы на бензин! Что касается продажи мяса (у меня больше ста коров), то это мало для мясного скотоводства. И поэтому вся продукция остается только для собственной потребности. Если не заниматься улучшением породы животных, то молодняк получится слабым, не приспособленным к сильным морозам, да и продуктивность будет низкой. Все это я внимательно изучил. Вот почему у меня есть коровы и местной тувинской породы, и симментальской, даже герефордской породы есть. А среди овец развожу баятскую (монгольскую) породу.

А в местчеке Дыттыг-Хем Омак и Анюта Балдыржаа вместе со своим скотом содержат овец и коз своего племяника, участника губернаторского проекта “Кыштаг” 2016 года, в итоге у них на стоянке более 600 голов мелкого рогатого и семьдесят голов крупного рогатого скота. 

Фото есть  Анюта Балдыржаа, животновод:

- У нас было несколько овец и коз, доставшихся от родителей. За последние годы их численность увеличилась в два раза. А в 2016 году мой племянник Ролан Адыя получил двести овец и через два года передал следующему участнику. Вместе с его скотом мы уже имеем более шестисот голов мелкого рогатого скота. В этом году благополучно перезимовали. По результатам окотной кампании от ста овец получили сто процентов молодняка. Реализация шерсти — это самая больная тема для животноводов. И в этом, и в прошлом году, несколько килограммов этого ценного текстильного материала мы оставили на весеннем стойбище. Да, мой супруг Омак Балдыржаа, мастер на все руки. Он изготавливает деревянные остовы, решетчатые стенки для юрты, а также тувинские сундуки с национальным орнаментом. Ему помогают сын Буян и племянники. Юрты, которые он сделал и оформил в тувинском национальном стиле, можно увидеть во время празднования животноводов Наадым у чабанов из других кожуунов республики.

Невестка из Монгун-Тайги -Чойгана Ак-оол - супруга уроженца Тес-Хемского кожууна Ак-оола Омака. Животновод держит свой личный  скот в местечке “Верховье Дытыг-Хем”. Анюта Балдыржаа перегнала из своей малой родины – Монгун-Тайги - одно из редких животных в Туве, достояние Монгун-Тайгинского кожууна, - около двадцати яков. Таким образом, и Тес-Хем в будущем, возможно, получит статус и сарлыководческого кожууна.

Фото есть Чойгана Ак-оол, сарлыковод:

- Конечно, климатические условия Монгун-Тайгинского и Тес-Хемского кожуунов сильно отличаются. Там высокие горы и пронизывающие ветра, особенно весной и осенью, а здесь более мягкий климат. Но для сарлыков это место возле тайги, тоже подходит. Сначала яки уходили подальше в тайгу, где более прохладно. А теперь привыкли. Все-таки два года прошло, когда я перевезла скот из далёкой Монгун-Тайги. Сначала жители Тес-Хемского кожууна с большим интересом и любопытством смотрели на яков. Со временем, наверное, и здесь подрастет поголовье этих животных.

Для чабанов данной местности первостепенной задачей также является сбыт руна. В настоящее время стрижка овец заверешена, на подходе и стрижка ягнят. Пока же ценноеое руно от более чем двухсот голов, сбывать не кому. И этот факт очень беспокоит животноводов.

Чойгана Ак-оол, сарлыковод:

- Как будто в стог сена мы собираем шерсть овец. Иногда смотреть жалко, как она портится на солнце, на ветру и на морозе. Хорошо было бы, если бы шерсть принимали и обрабатывали в нашей республике, как и в других странах, да и в той же Монголии. 

Сельские труженики Тес-Хемского кожууна возвратились и к давно забытым традициям и обычаям своих предков. Айлан Сырат из сумона Берт-Даг вместе со своей дочерью недавно начала шить традиционную тувинскую национальную одежду, принимают заказы не только от жителей своего кожууна, но и со всей республики. А Салим Сарыг из села Ак-Эрик занимается выделкой овечьих и коровьих шкур. И на самодельном станке изготавливает снаряжение из кожи: упряжь, арканы, кожухи и.т.д.

У животоноводов все идет впрок, в хозяйство. Но все они мечтают об одном, чтобы ценная шерсть шла в переработку.

Мерген ОНДАР

Фото Арслана АРАКЧАА

 

 

Редакция «ТП»