Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Театр кукол: верность традициям и новые лица

Выбор редакции
26 сентября 2022
30

В Тувинском театре кукол на этой неделе сдавали спектакль. О том, что увидят зрители, пока сложно сказать, потому что некоторые замечания присутствующих внесут изменения в общую картину. Но останется неизменной суть постановки и одна из основных задач театра – воспитание.

Ребенок не выключается

Воспитание детей в семье – важно. Воспитание детей в школе – важно. А что происходит все остальное время? Ребенка можно выключить? Можно сказать: «Вот тут воспитываем, вот тут – не воспитываем?» Конечно, так не получится.

Если ребенок видит, как машины нарушают правила движения, как взрослые идут на красный цвет светофора, он поймет, что правила дорожного движения вовсе не обязательны, что можно ходить как хочется, и школе переубедить будет трудно.

Если ребенок узнаёт (а он обязательно узнает!) о том, как некоторые несознательные лица незаконно обогащаются, он может счесть, что и это нормально. Взрослые – все – обязательно своим примером учат детей правилам социального поведения, независимо от того, хотят они этого или не хотят.

Но на помощь учению и обучению может прийти… развлечение. Любой детский театр этим занимается. Развлечение – приятно и интересно. Но когда сдают спектакли, обязательны всплывают вопросы: что мы хотим показать, чему мы хотим научить, какая тут основная мысль?

На этой неделе в Тувинском театре кукол показали (пока только комиссии) новую интерпретацию «Бременских музыкантов».

Бременские музыканты: калейдоскоп смыслов

В старой сказке братьев Гримм раскрывается тема взаимовыручки и дружбы. В мультипликационном фильме – та же взаимовыручка, но добавляется тема всепобеждающей любви и свободы.

И вот – новые музыканты на сцене Тувинского театра кукол. Ну да, все остается, и любовь, и дружба, и взаимовыручка. Но, как оказывается, и не это главное. А главное – человечность. В любых обстоятельствах, даже если тебя покусали зомби и «миссия провалена» можно и нужно оставаться человеком.

Аржаана Дамдын, режиссер-постановщик, сама написала сценарий спектакля. За основу взяла не старую сказку, а мультипликационное ее воплощение (авторы сценария: Юрий Энтин, Василий Ливанов). И да, тут были и забавный Король и Принцесса, и Трубадур.

Только иная основная идея. После страшной эпидемии наступили разруха и хаос. Появились зомби, которые едят людей, но остались и люди, которые живут на своих ограниченных территориях. И есть некая команда, которую кто-то послал спасти Землю. Миссия провалена, их тоже покусали. Но если не есть человечину, покусанные не превратятся в чудовищ. Они будут выглядеть как люди, только надо все время себя контролировать. Трубадур набирает всем уже известную команду домашних животных, которые тоже зомби. Их выгнали жестокие хозяева, как и в изначальной сказке.

Они хотят найти себе дом, собственно убежище. Это тоже как в сказке братьев Гримм, в мультфильме, как мы помним, главные герои выбирают свободу и не собираются жить где-то в одном месте.

Проверка на прочность

Любая сдача спектакля – это проверка на прочность нервов режиссера. Наверное, их специально учили улыбаться и соглашаться. Будут ли приняты все предложения неизвестно.

Впрочем, в этот раз никто особенно и не возмущался, спектакль понравился всем. У директора Национального театра, профессионального художника Начына Шалыка не было претензий по оформлению сцены.

Главный режиссер Национального театра Сайдаш Монгуш тоже остался всем доволен, хотя вот роль Осла показалась ему недостаточно прописанной. Сайдаш Монгуш сказал, что долго ждал, когда появится спектакль с «новыми лицами». В этой постановке задействовано в основном новое поколение артистов, которые пришли в прошлом году. Так что не таким уж и долгим, наверное, было ожидание, учитывая ограничительные мероприятия. Еще он отметил, что постановку хоть и характеризуют как триллер, и тут бродят зомби, но все равно сохранились романтика и любовь. Вспоминается детство, мультфильм…

Светлана Мунзук была в принципе довольна всем и всё ей понравилось. И то, как прекрасно смотрятся новые лица, какие они все красивые. «Очень хороший Трубадур и эта девочка-Принцесса. Единственное чего она опасается – а не будет ли детям страшно. Тут по сцене бродят зомби, а когда Пес подбежал к первым рядам даже ей стало страшно.

«Это мой дядя»

Ну, тут все просто. Надо только спросить у ребенка в первом ряду не страшно ли ему было. Мальчик Норден, который учится в первом классе, говорит, что ему не было страшно. А почему? Неужели он не боялся, что собака может его укусить? Норден смеется: «Так это мой дядя!».

Ладно, действительно забавно. А если бы это был другой, чужой человек? «Тогда он был бы моим пра-пра-дядей», - умеренно говорит малыш. Вероятно, он хотел сказать, что все мы, люди, родственники, двоюродные, троюродные, десятиюродные. Не знаю, откуда у ребенка такой мудрый взгляд на мир. Но он ведь прав.

Потом уже узнала, что он как раз сын главного режиссера Аржааны Дамдын. Может, тут и семейное воспитание, и театральное, и всё вместе. Норден хочет стать музыкантом, но ему пока не на чем играть, свою гитару мама не дает, а пианино сломалось.

Режиссер Светлана Ондар тоже считает, то спектакль совсем не страшный, и даже ее сын, которые помладше не испугался бы. Впрочем, «театральные дети» народ особый, они спокойно воспринимают, всё, происходящее на сцене, да еще если учесть, все мы родственники. Но когда собака вот так подскочила к первым рядам, действительно стало немного не по себе.

Пока спектаклю дали категорию 12+. Может быть он сдвинется по шкале в сторону уменьшения или увеличения – сложно сказать заранее, это решение будет принято позже.

Воспитание мальчиков

Воспитательная составляющая обязательна для любого спектакля – это закон. Но в театре дети проводят все же не очень много времени, а ребенок не «выключается» в познании мира.

Что думает о том, как надо воспитывать мальчиков директор театра Саян Монгуш? А он полагает – всё, что надо для воспитания мальчиков, все направления, есть в Кодексе чести мужчин Тувы: «Вот просто открываем Кодекс и читаем:

«Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Знай и помни свою родословную от основателей рода» - здесь уже есть посыл, призвание к благородству. Дальше читаем:

«Изучай язык, обычаи, культуру и историю своего народа и края – эти знания укрепят твой дух, возвеличат душу, придадут силы в трудные минуты» - ведь это как раз то, чему мы и хотим научить мальчиков. Мы рассказываем им о традициях, о культуре, призываем учить историю…

Не уверена, что сработает. Наверное, мало просто говорить. И тут он рассказал о том, как его знакомый проводил обряд сан-салыр с сыном. Они вместе складывали сан, отец говорил, что эти знания он получил от своего отца, тот от своего, а вот теперь он передает сыну.

Это прекрасная традиция! И в театре, вообще-то, ведь не говорят детям: делай так-то и так-то. Там просто предлагают посмотреть, как живут другие люди. Предлагают сделать выбор. А на утренниках вместе играют в народные игры. Когда показывают, это производит большее впечатление, чем, когда рассказывают.

Надо просто чаще ходить в театр с детьми.

Ирина КАЧАН.

Фото автора