Никифор Крюков (1876 – 1918), один из организаторов установления советской власти в Туве, уроженец Самарской губернии, вышел из крестьянской семьи, по профессии топограф. Принимал активное участие в революции 1905–1907 годов. Был несколько лет в заключении. В поисках работы попал в Сибирь. Работал топографом в Красноярском управлении переселения и землеустройства, потом по личной просьбе перевёлся в Урянхайский край. Был одним из руководителей первого съезда русских крестьян (октябрь 1917 года) и первого кооперативного съезда (ноябрь 1917 года) в Туве.
7 декабря 1917 года состоялся третий съезд русского населения Урянхайского края, который должен был создать Краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов. Н. Г. Крюков был одним из тех делегатов, которые голосовали за создание Совета. Но казачьей сотней съезд был разогнан, а его организаторы Тереньтев, Крюков и Крючков были арестованы и высланы в Минусинск.
К концу марта 1918 года власть в Урянхае вновь перешла к Советам. Из Минусинска в Белоцарск была отправлена экспедиция, которую возглавляли И. Г. Сафьянов, Н. Н. Терентьев и Н. Г. Крюков. И уже 27 марта Краевой Совет объявил по всем посёлкам Урянхайского края о создании Советов на местах. Краевой Совет в качестве очередных задач выдвинул вопрос о созыве представителей тувинского народа по самоопределению Урянхайского края. Крайсовет решил срочно провести национализацию крупных хозяйств русских колонизаторов и всех крупных торгово-промышленых предприятий.
Последнее постановление вызвало бурное негодование среди русских колонизаторов, но было одобренно русской и тувинской беднотой. При проведении в жизнь этого постанавления создался крупный фонд из национализированого скота.
Тогда у Сафьянова и Крюкова возникла мысль о создании краевой коммуны. Вот что об этом писал И. Г. Сафьянов: «Я и товарищ Крюков по поручению Совета разработали проект организации краевой коммуны в русской колонии, которая явилась бы мощной экономической базой для быстрого развития всей жизни колонии и тем самым сделали ее примером для могучего роста хозяйства всей Тувы».
Н. Г. Крюков в вопросе по созданию коммуны оказывал И. Г. Сафьянову большую помощь. Но не все было так просто. Во время работы возникали большие трудности. Крюков писал Сафьянову: «Ваши сообщения совершенно верны. Вавилин и Медведев поручили Кузнецову сбыть скот частью путём продажи монгольской экспедиции, частью угоном за хребет Танну-Ола, но им чертовски не везёт. Всё почти у нас в руках, и Кузнецов, и Пархоменко у нас же в плену. Вполне не только согласен со всем, что вы пишете мне, но и провожу всё это в жизнь на пленарных заседаниях. Результатов блестящих не добился, но кое-что сделанное мною в этом направлении вызывает недоверие ко мне в Совете со стороны крестьян, – не понимает мужик коммуны. Добился отмены продажи национализированного скота, убедив, что он является достоянием всего тувинского народа, а не только русского населения Урянхая».
Очень много внимания Краевой Совет уделял работе по организации Всетувинского съезда, где бы решился вопрос о самоопределении Урянхайского края. Эту задачу Краевой Совет возложил на И. Г. Сафьянова, и здесь первым его помощником оказывался Никифор Крюков. Об этом свидетельствует его записка: «Дорогой товарищ, Инокентий Георгиевич! Посылаю вам воззвание – 50 штук для рассылки. Очень жалею, что болезнь отнимает Вас у нашего молодого Совета. Лично мне по делам Совета вы нужны как воздух.»
Но довести до конца эту работу Никифору Григорьевичу не позволили майские события, которые произошли в Турано-Уюкском районе. Приехав в Уюк для развооружения местных контрреволюционеров и восстановления сельского Совета, 4 мая 1918 года Никифор Крюков и Степан Беспалов были убиты. После того, как удалось договориться мирным путём с жителями Уюка, они поехали к контрольному телефонному столбу, чтобы сообщить об этом в Белоцарск и договориться с Усинском о выселке отряда красноармейцев. Из двора кулака Микешина были произведены два выстрела которыми Никифор Григорьевич и Степан Константинович были сражены насмерть.
На месте их захоронения в селе Уюк партизанами был воздвигнут памятник, который находится там и по сей день.
Семён ВЕРЕЩАГИН,
г. Туран Пий-Хемского района
Полностью материал читайте в субботнем номере газеты "Тувинская правда" от 27 марта 2021 года.