Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Совграждане – русские тувинцы

9 мая 2025
7

То, что о героях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, уже возникают легенды – это хорошо и правильно, но, главное, чтобы легенды были хотя бы немного правдоподобными. На портале «История.рф» есть, например, такое: «Всего в боевых действиях приняли участие 8 тысяч тувинцев, а это 10% всего населения республики». Впрочем, про восемь тысяч встречается и у других авторов. Что же было на самом деле?

Родина – Тува

Когда говорят о тувинских добровольцах, как-то упускают из виду, что добровольцами были и другие жители Тувы. Вот так скромно, не «гражданин», а «житель» не для умаления, а потому что большинство русских были гражданами не ТНР, а СССР. А некоторые, скорее всего, и вовсе как-то жили сами по себе, без гражданства. Потому что, например, староверы, бумаг не признавали.

Но у всех (абсолютно!) есть малая родина. Места, любимые с детства. У кого-то «березка, что во поле», у кого-то кедр на околице. Русские тувинцы (которые жили в Туве), росли под тем же глубоким синим небом, что и этнические тувинцы, пили воду из тех же источников. Их родина – Тува. Родина – это ведь не о гражданстве, родина там, где твое сердце. И воевать люди идут не за гражданство, а за Родину.

Русские, которые жили в Туве в те суровые годы, могли не идти на войну. Даже если идет призыв, можно уйти в тайгу. Кто кого будет искать на заимках? Но согласно самым скромным подсчетам РСТК (Русская самоуправляющаяся трудовая колония) дала фронту три с половиной тысячи воинов, из которых 900 были добровольцами. Это только примерно, то есть из Тувы вообще ушли добровольцами более тысячи человек.

А ведь были и те, что проходили срочную и сверхсрочную службу в СССР. Были те, кто обучался в это время в вузах и ссузах, за Саянами, и которые тоже пошли на войну – добровольцами или по призыву. И все они – такая же гордость Тувы, как кавалеристы или танкисты-добровольцы. Все они шли воевать за Родину.

По призыву добровольно

В конце января 1942 года начала работать в Туве призывная комиссия. За февраль в армию было призвано до 3 тысяч человек. А колония-то небольшая… Во многих русских поселках остались старики, женщины и дети. Одними из первых были призваны в армию легендарные братья Шумовы: Лука, Авксентий, Иван, Василий и Александр. Позднее в ходе боев к ним присоединился Семен. Но если почитать воспоминания, которые бережно собрала Валентина Логачева - дочь Александра Шумова, то можно увидеть, что они сами пришли на призывной пункт. На семейном совете решили, что надо защищать родину, вот и пошли записываться. То есть, технически по призыву, фактически – добровольцы. И так было со многими.

Есть «Книга памяти», и даже есть ее дополненное переиздание, но, как кажется, и там указаны не все, для кого родиной-матерью была Тува. У кого-то не осталось родственников, кто-то из студентов числится (надеемся!) в «Книгах памяти» других регионов. Воины из Тувы прошли фронтовыми дорогами от Москвы до Берлина. Участвовали практически во всех крупнейших битвах: под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Крым, Кавказ, Молдавию, Украину, Белоруссию, Прибалтику, сражались на Карельском перешейке, гнали немецко-фашистских оккупантов из стран Восточной Европы, добивали врага в Берлине и Праге. На стенах Рейхстага остались победные надписи и подписи П. А. Андреева, Т. П. Кымысовой (Берестовой), Луки и Авксентия Шумовых. За многих своих земляков-воинов написал Николай Анисимов «Мы из Тувы!».

Герои

Имена Героев Советского Союза командира орудийного расчета Николая Макаренко и танкиста Бухтуева у всех на слуху, как и минометный расчет братьев Шумовых. Поэтому вспомним некоторых других отважных воинов. Далеко не всех, конечно.

Многие совграждане первого призыва были зачислены в 955- 957 и 959-й полки сформированной в Хакасии, 309 Пирятинской стрелковой дивизии. Проследить их пути-дороги несложно. В составе дивизии они прошли от верховьев Дона через Украину и Польшу до Восточной Пруссии. Выдержали и Орловско-Курское сражение и форсирование Днепра. Дивизия была награждена орденами Красного Знамени и Кутузова II степени. Освободив около полутора тысяч населенных пунктов, бойцы дивизии закончили свой боевой путь взятием Бреслау (Вроцлав).

В составе 1-го батальона 959-го полка в первом же бою отличились воины из Тувы: братья Гольцовы, Шевцовы, Николай Сайгутин, Петр Тонких, Макар Сандин, Николай Акулов, Феодор Кузнецов, Леонид Лопатин, Григорий Новоселов и многие другие. Артиллерист 309-й стрелковой дивизии И. К. Горбунов в бою под Харьковом после гибели командира взвода принял командование на себя, продвижение вражеских танков и пехоты было остановлено. Когда подошло подкрепление, в живых оставалось только несколько отважных артиллеристов. За этот бой был удостоен ордена Красной Звезды.

С лета 1942 года воины из Тувы участвовали в боях под Сталинградом. Иван и Петр Сажины, Прокопий и Григорий Горбуновы, М. А. Давыдов, В. И. Тутатчиков, Р. И. Сотников, Д. Г. Кудрявцев, Г. И. Мурыгин, А. К. Пoпoв, В. А. Савельев, А. М. Педоренко, Р. Н. Лебедев, Т. И. Агапов и многие другие.

9 мая 1945 года, когда война официально закончилась, капитуляция была подписана, бои еще продолжались. В частях, принимавших участие в освобождении Праги, тоже были наши русские тувинцы: А.Х. Иконников, М.М. Панаргин, И.С. Шустов, М.А. Александров, М.А. Усков, Е.И. Кудрявцев, В.И. Лысков, П.И. Доронин и другие. Одним из первых одновременно с танкистами маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко в Прагу ворвался стрелковый взвод нашего земляка А.Г. Шашкова. Среди наших земляков были и партизаны. В Ленинградской области – Владимир Пахоруков, Петр Мартынов и Михаил Секачев (в Польше и Чехословакии). Об их подвигах свидетельствуют многочисленные польские и чехословацкие награды, отзывы командира партизанского отряда И.Ф. Золотаря.

Бессмертный полк

Из Сарыг-Сепа на войну ушли 198 человек, шестьдесят не вернулись. Из Бояровки ушли 32 человека. Не вернулись шестнадцать. На стелах подряд размещены фамилии отца и трех сыновей. Это действительно страшно.

Изначально идеей Бессмертного полка было пройти парадом с портретом именно своего родственника. Но не у всех погибших остались потомки. Портреты фронтовиков и тружеников тыла несут дети, которые не были им родственниками. Безмерно трогательными были дети, которые держали портреты фронтовиков, деликатно скажем, иной этнической внешности. Дети их помнят. Все, выросшие на земле Тувы – ее дети. И нет никакой разницы в этносах. Тем более, что и в РСТК, а позже совгражданами были не только русские, судя по фамилиям, тут были и татары, и украинцы, и представители других народов.

Каждый портрет в руках детей – это не просто фотография, это их связь с Победой.

Каждый погибший на войне и каждый вернувшийся – это герои Тувы. Все, без исключения. Их Мать-Родина – Тува.

Ирина Качан

Фото автора.