Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Советы психолога. Синдром третьей четверти

16 февраля 2025
17

Февраль и март — самое сложное время для школьников, особенно для учеников начальной и средней школы. И родители, и учителя часто замечают, что после новогодних каникул многие школьники учатся хуже. Успеваемость большинства из них ухудшается, а мотивация к учебе падает. В психологии это явление называется «синдром третьей четверти». И он связан вовсе не с детской ленью.«Синдром третьей четверти» — это состояние усталости, упадка сил у школьников в конце зимы — начале весны. Как правило, подобные симптомы могут возникнуть в середине января, а максимально проявиться — в феврале — начале марта.

В чём же причины физического и эмоционального спада?
• Нехватка солнечного света, свежего воздуха и движения. Короткий световой день и невозможность полноценных прогулок на свежем воздухе снижают иммунитет и бодрость.
• Накопленная усталость. Третья четверть — самая длинная и тяжёлая; накапливаются недосып, авитаминоз, последствия «сухомятки», ведь подростки особенно любят перекусывать «на бегу».
• Возрастные кризисы (подростки и первоклассники проживают это время сложнее других)
• Авитаминоз. Нехватка важных витаминов и микроэлементов может вызвать сонливость, апатию, хроническую усталость.

Чтобы помочь ребёнку справиться с синдромом третьей четверти, рекомендуется соблюдать несколько условий.

1. Добавить физическую активность. Когда школьник приходит домой уставший и все время хочет спать, многие родители считают, что лучший способ восстановить его силы — дать бездельничать все выходные. Но это не так. Добавьте детям движения, лучше на свежем воздухе: выходите с ними на прогулку сами, в выходные выезжайте за город. Почаще проветривайте комнату; если есть увлажнитель воздуха, поставьте его в комнату ребёнка.
2. Больше позитивных эмоций. Когда ребенок плохо учится, ленится, первая реакция родителей — наказать, отругать. Но этот подход не принесет положительных результатов. Важно окружить ребенка поддержкой и любовью, создавать ситуации позитива и радости. Подбадривайте ребёнка, если видите, что оптимизм и уверенность в себе на нуле.Важно!
Контакт с гаджетами — не отдых. Оказывается, даже простой просмотр видео в социальных сетях отнимает много сил и снижает мотивацию к учебе.

3. Проанализируйте успеваемость. В третьей четверти у ребенка заведомо меньше сил и энергии на учебу, поэтому особенно важно расставить приоритеты. Определите, какие предметы требуют больше внимания (например, они будут нужны для поступления в ВУЗ), какие — требуется побыстрее подтянуть (например, в первом полугодии по ним уже были плохие оценки), а какие могут подождать.
4. Режим дня. Проследите, чтобы ребёнок вовремя ложился спать (особенно это касается подростков). Во время сна мозг готовится к новому дню. Это похоже на зарядку севшего телефона: ночью тело создаёт специальные вещества, которые помогают ему работать днём. Объясните ребенку, что здоровый сон помогает улучшить память, внимание, восстановить энергию и консолидировать знания.
5. Питание. Оно должно быть полноценным и сбалансированным. Мясо и рыба, овощи и фрукты, сложные углеводы обязательно должны присутствовать в рационе школьника.

Педагог-психолог школы №1 им. М.А.Бухтуева г. Кызыла Алдынай Бямбаа.