Как раз посреди лета родилась в Туве девочка. Солнце расплавленным золотом затопило ее вены и одарило дивным качеством – способностью никогда не сдаваться и видеть в жизни только хорошее. А расплавленное золото обратилось в музыку, точнее – в Дух музыки. Вот так и появилась на свет Софья Кара-оол.
«Ты видела Кок-Чыраа?»
«Ты видела Кок-Чыраа?
С зелеными лужайками.
Ты видела суженного моего?
Такого красивого».
Извините, Софья, мы не видели ваш поселок Кок-Чыраа, земля, на которой он стоял давно ушла под воду. Но он сохранился в вашем голосе.
И сейчас мы всё знаем о нем. Знаем, какие частушки пела бабушка Софьи Дакпай-ооловны, знаем, какие цветы росли в округе, знаем, какие люди там жили и какие песни они пели. Знаем, как маняще горел зеленый огонек радиолы и какие песни он приносил в маленькое тувинское село.
Отец Софьи очень любил духовую музыку: «На сопках Маньчжурии», «Дунайские волны». Мама любила: «Валенки» и «Липа вековая». А Софья любила всё. И Пьеху, и Магомаева, и Армстронга – способности радиолы были безграничны, а любовь родителей к музыке была причиной появления новеньких виниловых пластинок в аккуратных тяжелых посылках. Музыка на этих пластиках маняще открывала новые горизонты.
И мы знаем, что Дакпай-оол Кара-оол был киномехаником, а это значит, что «Серенада Солнечной долины» с Гленном Миллером и другие фильмы все время показывали иную жизнь и небывалые возможности, но…
Но…
Но жизнь испытывала ее на прочность. Музыкальный папа? Пусть он будет излишне темпераментным, обругает кого-не-надо и выстрелит из ружья, хотя бы просто в воздух. А это – три года лагерей.
Любимая семья? Тогда пусть проба манту покажет какие-то отклонения, и девочка окажется в противотуберкулезном санатории в Танды.
Да и саму девочку можно наделить горячим темпераментом. Пусть она не терпит несправедливость, пусть она бросается в бой за правду – это может причинить кучу неприятностей.
Вот только солнце и музыка все равно ведь оставались в крови. А с ними – не пропадешь. Хорошо и просто петь песни своей родины, которые достались тебе от дедов-прадедов. А если в крови Музыка вообще? В чистом виде. Идея Музыки. Тогда будет гораздо сложнее – как жить с этой музыкой и не оторваться от корней?
В общем, жизнь испытывала на прочность – и закалила характер. А с таким характером уже ничего не страшно.
В бунтующей молодости, в группе, созданной ее мужем, Игорем Дулушем, вместе с его братьями они играли рок, потом этно-рок, потом двигаясь «маленькими шажками», пришли к джазовому оркестру
И тут то ли тувинскую музыку окунули в мировую музыку, то ли – наоборот – мировую музыку – в тувинскую. Они стали создавать нечто новое – тувинский джаз. Такого никогда не было, но такое уже есть. Надо сказать, что и полузабытые корни дали себя знать – джазом занимался еще Народный артист Тувы - Владимир Тока. Он первый почувствовал, что тувинская мелодика (основа на пентатонике), хоть и не совпадает с афроамериканской, но может «перелиться», «переформатироваться». Да, это – не просто. Но если есть возможность, почему бы не попробовать?
Думаете было легко заново создавать джаз имя такую поддержку в истории? Ну, если вы готовы пойти заново учиться одновременно вместе с мужем и сыном… Любая учеба дается нелегко, особенно если конкурировать с молодыми людьми. Главное – были страсть и желание.
Не соскучишься
У Софьи Кара-оол – любящий и заботливый муж (Игорь Дулуш), был любящий и заботливый деверь (Тимур Дулуш). Теоретически они могли бы обеспечить ей спокойную жизнь… Это же хорошо?
Но они создают новый проект – фестиваль «Устуу-Хурээ». И вот тут впору скатиться в глубины отчаяния. На фестиваль приезжают известные и знаменитые джазовые музыканты. Ну как выступать на одной сцене с музыкантами, которые приехали из тех мест, где родился джаз?
Софья смеется, говорит, что работать сними было легко. Может и легко, но все равно страшновато. Джазмены, конечно, говорят, что у нас все хорошо, но может быть, это просто комплимент? Это как в Туве хвалят европейских исполнителей хоомея. Мы понимаем, что они здорово «не дотягивают», но все равно радуемся их успехам. Может и с нашим джазом так?
Все сомнения разрешил Игорь Бутман. Он прямо заявил, что в Туве джаз есть. Это был момент триумфа. Авторитет Игоря Бутмана оспорить невозможно – это его в штаб-квартире ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) наградили «Медалью пяти континентов» «за выдающиеся достижения в области культуры и искусства, а также за вклад в развитие международных культурных связей». Это он запустил первую международную конференцию и форум-фест Jazz Across Borders. И это он основал и возглавил единственную в России Академию джаза.
К тому же ему не свойственно особенно деликатничать – Игорь Бутман говорит то, что есть. А это значит, что и Дениз Кинг, и Алвон Джонсон, и музыканты Sun Ra Arkestra тоже были искренни в своих высказываниях о тувинском джазе.
Недавно «Тува джаз бэнд» вернулся с фестиваля: в Енисейске Игорь Бутман возобновил фестиваль «Джаз над Енисеем». Ему действительно нравится наш оркестр, нравится, как они играют джаз. Парадоксально, но джазовых коллективов нет ни в Красноярске, ни в Абакане. А в Туве – есть! Софья Кара-оол полагает, что наше правительство должно поддерживать джаз уже хотя бы потому, что это – редкость не только для Тувы, но и для Южной Сибири в целом.
А если на коньках?
А жизнь (и коллеги музыканты) подбрасывают новые испытания. Джаз – это хорошо. И то, что Софья поет с Духовым оркестром Правительства Тувы имени Тимура Дулуша – тоже хорошо. Кстати, все помнят и ее выступления с Центральным военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации.
А если петь на коне? У нас ведь единственный конный оркестр в России. Выступать – так по всем правилам. И она научилась ездить на лошади.
А если на коньках? В детстве Софья, как и многие девочки ее поколения, немного каталась на коньках. «Снегурки», привязанные к валенкам, полузабытые ощущения полета на льду… И вот в прошлом году на Красной площади в Москве духовой оркестр сделал номер, при исполнении которого все музыканты катались на коньках и одновременно играли, и Софья пела тоже на коньках. А на специальном манеже – на конях…
Выступить в Москве, на Красной площади, это честь, которую нелегко заслужить. И это – огромная ответственность. Вдруг что-то получится не так? Но «не так» не должно случиться. Солнце в ее крови говорит, что все у нее получится.
А может, и не солнце. А может быть, это огромный непрерывный труд, если работать и верить в себя – достичь можно многого.
Юбилей!
Сколько лет Софье Дулуш? Раз уж отмечаем юбилей, надо бы сказать. Ну, вот если судить по работе, по напряженным репетициям и тренировкам, наверное, лет двадцать? Хотя… ее сыну Найысу Дулушу (музыкант, работает в Духовом оркестре Правительства РТ им. Тимура Дулуша, в группе «Хартыга») через три года будет сорок лет. Нет, не двадцать, не угадали.
Да и какая разница? У нее много творческих планов, она видит перспективы для совершенствования, у нее впереди гастроли. Не исключено, что мы еще услышим и её музыку.
А еще – она много работает с детьми в ТЮЗе. Ее немного огорчает, что сейчас нет тех октябрятских звездочек, пионерских костров и комсомола, как в ее детстве и юности, но работать с детьми надо. Надо не только развивать таланты, но и воспитывать их.
Софья Кара-оол уверена, что может достигнуть еще многого, но есть у нее мечта, которая не под силу музыкантам без посторонней помощи. Она хочет, чтобы у нашего духового оркестра была своя база, с катком, репетиционными комнатами, великолепным зрительным залом и конюшнями для лошадей.
Сложно? Да. Недостижимо? Пока да. Но в жизни нет ничего невозможного. Выступление наших музыкантов на Красной площади тоже казалось невозможном. Однако же это уже свершилось.
Жизнь людей, рожденных с солнцем в крови сложна, но прекрасна. У них высокие мечты. И они умеют добиваться того, что им действительно надо.
Ирина Качан, Лидия Косарева