Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Солангы СААЯ: «Сегодня казначей – не просто кассир и учетчик»

Выбор редакции
7 декабря 2022
76

Накануне годовщины Казначейства России наш корреспондент встретился с руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, кандидатом экономических наук Солангы Саая.

- Солангы Николаевна, 8 декабря Федеральное казначейство, которое является одним из ключевых ведомств в системе управления государственными финансами, отмечает 30 лет со дня образования. Расскажите о самых значимых этапах работы Управления.

- Становление Казначейства России началось в 1992 году с момента подписания Президентом России Указа о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. В нашей республике Управление Федерального казначейства было создано в марте 1994 года. В период с 1994 по 1995 год были созданы отделения Управления в каждом районе. В этот же период после открытия доходных счетов в расчетно-кассовых центрах Национального банка Республики Тыва начата работа по учету доходов федерального бюджета и распределению регулирующих налогов между бюджетами.

На первых порах вся деятельность казначейства велась на бумажных носителях, использовались печатные машинки, деревянные счеты. Первые компьютеры появились в 1995 году. В 1996 году впервые был автоматизирован процесс учета и распределения доходов. Тогда наше Управление вошло в десятку лучших, первыми внедривших ППО «Казна». После создания базы данных получателей средств федерального бюджета, чему было отведено немало времени, состоялся переход на финансирование учреждений по реестрам Главного Управления Федерального казначейства Минфина РФ.

Значимым этапом для казначейской системы исполнения бюджетов стало вступление в силу Бюджетного кодекса в 2000 году, который установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. В этот же период начался переход на полное кассовое обслуживание в Управление республиканского бюджета, а начиная с 2001 - и бюджетов муниципальных образований.

В 2004 году был создан единый казначейский счет, или ЕКС, на котором аккумулировались все средства федерального бюджета, ранее рассредоточенные на счетах территориальных органов Федерального казначейства.

В период с 2011 по 2014 годы произошли значимые события в деятельности Управления - была создана самая современная инженерная инфраструктура, которая включает в себя, в том числе мощную ведомственную транспортную сеть.

Проведенное кардинальное обновление информационно-технической инфраструктуры позволило нам осуществить переход на автоматизированную систему Федерального казначейства, с последующей реализацией электронного документооборота с клиентами на базе Системы управления финансового документооборота в онлайн режиме.

На этот же период выпало большое количество знаковых для Управления событий: внедрение механизма учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, исполнение новой государственной функции по ведению перечня государственных (муниципальных) учреждений на сайте ГМУ, регистрация участников ГИС ГМП и т.д.

2016 год стал особенным для органов Федерального казначейства. Указом Президента России нам были переданы функции Росфиннадзора по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере. Перед нами была поставлена задача не просто освоить новые полномочия, но и выработать новые подходы к осуществлению контрольных функций.

Начиная с 2019 года Управлению поэтапно переданы централизуемые полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчётности в отношении пяти территориальных органов ФОИВ: Государственной инспекции труда в Республике Тыва, Территориального органа Росздравнадзора, Управления Роспотребнадзора, Тывинского УФАС, Управления Росреестра.

Сегодня система Федерального казначейства представлена как современная, комплексная технологическая инфраструктура, функционирующая по единым регламентам и обеспечивающая управление государственными финансами в широком смысле.

- Расскажите, пожалуйста, что такое «казначейский» кредит и какие преимущества он дает нашей республике?

- «Казначейский» кредит предоставляется региональным и местным бюджетам в целях пополнения ликвидности их счетов. Поскольку наша республика является высокодотационной, то «казначейский» кредит, безусловно, содействует покрытию временных кассовых разрывов и позволяет оперативно профинансировать срочные социальные и иные выплаты.

Всего за три года было предоставлено республиканскому бюджету бюджетных кредитов на общую сумму 5,5 млрд. рублей, а бюджету г. Кызыла - 72 млн. рублей.

По сравнению с коммерческими кредитами, полученными в кредитных организациях по ставке 9 % годовых, привлечение бюджетных кредитов по ставке 0,1 % годовых позволило республике снизить уровень долговой нагрузки в процессе замещения казначейскими кредитами значительно более дорогих заимствований у коммерческих банков. Сумма экономии для бюджета республики от уплаты процентов в среднем в год составляет около 80 млн. рублей.

- Система казначейских платежей функционирует второй год. Какие основные итоги можно подвести по внедрению новой системы?

- Внедрение системы казначейских платежей – это итог огромной многолетней работы Федерального казначейства, новый этап масштабной эволюции с переводом всей казначейской системы в большую транзакционную систему, работающей оперативно и практически в режиме 24/7. Назову основные преимущества перехода на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей: во-первых, это повышение скорости доведения денежных средств до одного рабочего дня как в бюджетную систему, так и из бюджетной системы в адрес граждан и организаций; во–вторых, это снижение операционных издержек и сведение к минимуму дублирования документооборота при совершении платежей между организациями государственного сектора. И в-третьих, самое значимое преимущество от СКП ощутила бюджетная система в виде получения дополнительных доходов от размещения временно свободных средств единого казначейского счета, которые направляются, в том числе, на решение социально-экономических вопросов.

По итогам трех кварталов текущего финансового года дополнительные доходы Республики Тыва от управления остатками бюджетных средств на едином казначейском счете в 1,2 раза превысили результат всего 2021 года и достигли 118,3 млн. рублей.

- Преимущества системы казначейских платежей для бюджетной системы очевидны, расскажите о взаимодействии с внешними платежными системами.

- Основная задача казначейства как кассира всех бюджетов в тесной интеграции с Национальной системой платёжных карт (НСПК) - быстрое зачисление, быстрое списание и технологичность. С 2018 года все регионы РФ применяют сервис перечисления денежных средств на карты «Мир» по выплатам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации. Преимуществом сервиса является моментальность зачисления денежных средств, значительное уменьшение документооборота и снижение транзакционных издержек. В 2021 наша республика в числе первых из субъектов РФ внедрила данный сервис для выплат в сфере занятости населения, а в текущем году он используется и при перечислении выплат семьям с детьми.

Одним из положительных эффектов применения сервиса является экономия бюджетных средств на банковских услугах при перечислении выплат на счета физических лиц. Это позволило бюджету республики сэкономить бюджетные средства на общую сумму более 4 млн. рублей.

- Кто такой современный казначей, какими качествами он должен обладать?

- За 30 лет функции Казначейства России существенно расширились: от кассира до казначейского обслуживания и управления ликвидностью единого казначейского счета, от осуществления предварительного контроля до исполнения полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, от внедрения электронного документооборота до выполнения функций оператора крупнейших государственных информационных систем.

Сегодня казначей – это уже давно не просто кассир и учетчик, который отражает операции, произведенные клиентом, он – аналитик информации, выявляющий закономерности и риски, умеющий превращать информацию в знания.

- В преддверии юбилея какие будут пожелания коллегам?

- Достигнутые Управлением успехи и реализуемые задачи стали возможны благодаря высокому профессионализму сотрудников и ветеранов, которые передали свой неоценимый опыт молодому поколению.

8 декабря – особенная дата в календаре для всех тех, кто работает и работал в органах Федерального казначейства, кто связал свою жизнь с казначейской службой. Поздравляю ветеранов и коллег с 30-летием со дня образования органов Федерального казначейства! Желаю всем счастья и благополучия, воплощения в жизнь всех ваших идей и успехов в работе!

Подготовил Юрий НИКИТИН.

"Тувинская правда" № 93 от 7 декабря 2022 года.