Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Социологические опросы в Интернете: в чем проблема?

Выбор редакции
6 октября 2023
62

В последнее время получили популярность социологические опросы, которые направлены на изучение общественно-политических явлений на уровне регионов и страны. Как правило, они проводятся квалифицированными центрами изучения общественного мнения: например, ВЦИОМ, Левада, ФОМ. В Республике Тыва эту работу ведут Центр управления регионом, Центр социологических исследований ТИГПИ, социологи ТывГУ и некоторые другие научные учреждения. Однако есть и такие опросы, о которых хочется высказать свое мнение.

Так, в связи с ростом популярности этого вида изучения общественного мнения, соцопросы часто становятся средством политического манипулирования сознанием людей, технологией влияния на умы людей. Это наглядно нашло отражение и в нашей республике. Мы можем наблюдать частые онлайн-опросы в популярных телеграм-каналах местных блогеров на самые разные вопросы, в том числе с использованием животрепещущих, актуальных проблем дня. Это привлекает и увеличивает число подписчиков, что соответственно позволяет в дальнейшем монетизировать ресурс, размещая рекламу и зарабатывая на участниках каналов и сообществ в социальных медиа.

У специалистов относительно такого подхода мнение однозначное. Поскольку социология – это наука со своими законами, научными подходами, современными требованиями, условиями и обоснованиями, то и серьезно воспринимать эти онлайн-опросы невозможно. В них игнорируются основы – идентификация респондента, применение правил выборки, контроль достижимости, фиксация качества соблюдения методики проведения социологического исследования – то есть возникает вопрос к репрезентативности (к качеству выборки участников) подобных опросов и правдоподобности полученных выводов.

Даже если мы определили генеральную совокупность онлайн-опросов как Интернет-пользователей и не интересуемся мнением остальных граждан, мы можем получить необъективные итоги. Здесь опасность смещения выборки заключается в сужении её до части аудитории какого-либо одного телеграм-канала, на котором опубликован опросник.

Например, в социологии для получения объективных и достоверных данных необходимо собрать достаточное количество анкет – для нашей республики количество участников опроса должно быть минимум 400. Тогда как в онлайн-опросах мы чаще всего наблюдаем участие 100, а то и менее респондентов.

Таким образом, трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов и т.п. Гражданин может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится.

Попытка проведения онлайн-опросов неквалифицированными социологами, различными агентами или акторами с целью манипулирования или формирования нужного им общественного мнения за счёт развития онлайн-инструментов приводит практически к полной потере доверия, что отмечают специалисты в области социологических исследований. Другими словами, надо понимать, что подобные опросы и обнародованные затем данные являются лишь подтасовкой, махинацией, введением в заблуждение людей.

Эксперты видят следующие пути решения, которые помогут обществу сделать объективные выводы об общественно-политической жизни региона или страны: необходимо отличать качественные исследования, выполненные с соблюдением методики социологических опросов от фейковых, ничего не значащих онлайн-опросов; опираться на данные профессиональных центров с долгосрочной репутацией, которые владеют эталонными образцами и технологиями проведения социологических опросов.

Хочется добавить, что социология – это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Она изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур и элементов; закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими. С социологией тесно связаны такие гуманитарные науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие направления.

Поэтому: где социология и где эти подобия соцопросов? Между ними – «дистанция огромного размера».

Вячеслав МАРТ-ООЛ,

директор ТИГПИ при Правительстве РТ,
кандидат исторических наук