Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Собирал фольклор и растил ученых

4 апреля 2025
6

На этой неделе произошло много судьбоносных событий: тут и принятие решения о протекторате, и первые даты истории Кызыла, но мы их оставим просто в хронологическом списке. На первый план сегодня выведем уникального ученого Тувы – Антона Калзана. Так что у нас происходило в республике с 3 по 9 апреля?

Ну вот, например:

3 апреля

1949 год. В Тоджинском кожууне организованы колхозы «Советская Тува», «Первое мая». Одновременно с созданием колхозов проводили переход оленеводов на оседлость. Это было непросто. Но постепенно колхозы крепли, а семьи оленеводов, получая поддержку и помощь от государства, переселялись в дома. Говорят, что в 1950-1960-е гг. высокие показатели по добыче пушнины, увеличению поголовья оленей и повышению продуктивности животноводства сделали тоджинские колхозы миллионерами. Тогда в оленеводческих хозяйствах получали до 98 голов оленят от каждых 100 важенок.

4 апреля

1914 год. Император Николай II на докладной записке министра иностранных дел С. Д. Сазонова по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под покровительство российского правительства написал: «Согласен». Это означает, что протекторат (покровительство) России над Тувой объявлен. И юридически закреплен.

1959 год. В Кызыле открылось республиканское хоровое общество.

5 апреля

1914 год. На строительство Белоцарска прибыла первая партия рабочих во главе с десятником Якушевым. А заведующий устройством русского населения в Урянхае Владимир Габаев пишет письмо Буян-Бадыргы о строительстве нового города: «Высшее Российское Правительство, идя навстречу к улучшению быта туземного населения Урянхайского края уполномочило меня создать в местности Виланах при слиянии двух [притоков] Енисея административный центр». И кто же его мог уполномочить, если император буквально вчера принял решение о протекторате?

1928 год. В Кызыле открылся парк культуры и отдыха. Позже ему было присвоено имя Н. Гастелло. А еще немного позже это имя пропало.

1930 год. Родился А. К. Калзан (1930-1990).

7 апреля

1959 год. В Кызыле сдана в эксплуатацию автоматическая телефонная станция.

8 апреля

1942 год. В Кызыле открылись художественные мастерские.

9 апреля

1982 год. Озеро Дус-Холь объявлено памятником природы местного значения. Первый раз объявлено. Второй раз получило статус памятника природы 28 февраля 2007 года на основании Постановления Правительства Тувы «О памятниках природы республиканского значения на территории Республики Тыва». Просто изменилось законодательство. Но вот вопрос о том, как сохранить редкие растения и гнездовья редких птиц, в связи с наплывом туристов, не меняется – сейчас он актуален, как никогда.

Антон Калзан – ученый-перфекционист

5 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Антона Каваевича Калзана. Это был человек уникальный даже для своей эпохи, эпохи основоположников разных направлений науки и литературы.

Родился в местечке Кундустуг-Аксы Салчакского (сейчас - Каа-Хемского) хошуна. Сначала учился в сумонной, затем – в Сарыг-Сепской школе. С 1942 года в кызылской школе № 2. Школу окончил с серебряной медалью. Восточный факультет Ленинградского государственного университета окончил с отличием. Наверное, в годы учебы у него и сформировался перфекционизм - убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Бывают такие люди, которым все кажется мало, которым хочется больше, порой больше того, что доступно. Антон Калзан был из таких. Литературоведение, фольклористика, театральная критика – он занимался всем этим, причем в разных ипостасях – он был и собирателем-текстологом, и исследователем-теоретиком, и издателем-публикатором, и координатором руководителем.

Первые на тувинском языке общетеоретические литературоведческие понятия – это Калзан. Сбор и перевод на русский язык тувинского фольклора – это тоже он. И если говорить о театральной критике, то самые значимые работы в этой области тоже у Антона Калзана. Занимаясь тувинской драматургией, он посещал спектакли и его рецензии порой бывали достаточно резкими, но справедливость их никто не мог отрицать.

Сравнивая разные сценические постановки «Хайыраан бот», он писал, как в погоне за кажущейся оригинальностью и новаторством режиссеры постепенно меняли её сценический облик, изменяли текст в ущерб целостности содержания. Одна из постановок его возмутила больше всего: «…Если в постановке двухгодичной давности были почти незаметные сокращения текста, обусловленные тем, что некоторые сцены «опущены» для удобства игры, то сейчас, можно сказать, у пьесы появился второй автор – настолько испорчен ее язык. Не понятно, по какой причине введены многие корявые предложения. Очевидно, что они введены человеком, который говорит на тувинском с русским акцентом и не смеет даже стоять рядом с автором, который прекрасно владеет истинно народным языком». Это «особенное произведение в тувинской драматургии. Небрежное редактирование (сокращение, добавление) его текста надо рассматривать не как новаторское явление, а самовольное вторжение в него».

На конференции, посвященной 80-летию со дня рождения, прозвучала емкая фраза: «И через тысячу лет такого не будет». В смысле: такого как Калзан. Но уникальность этой ученого для тувинской культуры не только в его научных разработках. Он определил слабые места фольклористики и указал на то, как преодолеть их. Например, часто возникали ошибки при литературной обработке источников.

Он определил основные пути развития литературоведения и фольклористики, и именно его идеи были впоследствии продолжены в трудах многих ученых. Но и это – только часть его заслуг. Калзан был уверен в необходимости планомерной подготовки тувинских литературоведов и фольклористов и не только писал об этом, но и реально занимался подготовкой. Он отправил в аспирантуру таких видных современных ученых как З. Самдан и С. Орус-оол, он отправлял на стажировку М. Татаринцеву и З. Кыргыс.

Он работал с кадрами, не по службе, а по убеждению. Бывают ученые, которые не оставляют после себя учеников, последователей, для них главное самореализация, а Калзан болел за науку в целом. Он умело организовывал собирательскую работу, провел пять Слетов народных сказителей и певцов Тувы. Регулярно проводил фольклорные экспедиции, сотрудники сектора часто выезжали в командировки в районы, к работе привлекали учителей, студентов, представителей сельской интеллигенции.

Антон Калзан работал с ориентацией на будущее. Он заранее готовил будущих ученых. Об этом говорят его издания для детей: учебник «Тыва литература» для 8-10 классов, «Тувинские сказки» (под его редакцией), перевод на тувинский язык «Золотой ключик или приключения Буратино» и многое другое.

Судьба отвела ему всего шестьдесят лет жизни. И долгую славу. Статья о нем включена в книгу «Заслуженные люди Тувы XX века». На конференции, посвященной его 80-летию, было решено регулярно проводить «Калзановские чтения» - научные конференции по литературоведению и фольклору. К сожалению, была проведена только одна – в 2015 году.

Ирина Качан.

Фото из открытых источников.

Приложенные файлы