Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Школа в Сосновке – единственная и… повторимая

Выбор редакции
17 сентября 2023
74

Школа в Сосновке – точно такая же, как и многие сельские школы в Туве. Но она стала особенной после капитального ремонта. Впрочем, у каждой школы есть шанс стать неповторимой, ведь и ремонт сделали во многих школах. А Сосновку отличает еще и элегантный баланс между традициями и новаторством.

Поработаем?

До того, как зайти в школу, еще до того, как увидим результат капитального ремонта, остановимся во дворе. Вот – небольшой огородик, на котором буйно растет все, что нужно для «борщевого набора»: свекла, капуста, морковка и прочее. Уже засолили много банок с огурцами, салат и капуста понемногу преображаются в витаминные салаты.

Огородик ухоженный. И не скажешь, что тут рядом все лето шел ремонт, где-то поблизости лежали строительные материалы. Кто ухаживал за ним? Дети. Но ведь трудовое воспитание школьников закреплено законодательно только с 1 сентября 2023 года. Буквально несколько дней назад.

Обязанность учеников участвовать в общественно полезном труде может выражаться в посадке деревьев или цветов на пришкольной территории, в оформлении школьной площадки или класса к мероприятию, создании театральных костюмов, помощи в музее или библиотеке. Да, это может быть и огород. Но тут явно видно, что за огородом ухаживали все лето. Дети и родители не возмущались привлечением к труду? «Нет, - смеется директор школы Аяны Оюн, - в городе, наверное, возмущаются, а у нас – нет». Здесь традиции трудового воспитание не прекращались. В Сосновке дети всегда принимали участие в работе на пришкольном участке.

Аяна Оюн не совсем права. Потому что возмущались не только городские родители, но и сельские тоже. В небольших селах приходилось видеть скверики, например, у памятников героев войны, где уже не росли ни цветы, ни деревья – поливать было некому. Раньше это делали школьники, а потом никто не делал. Но да, это было не в Танды. Хотя и рядом, например в Каа-Хемском кожууне есть такие села.

Единение и его символы

Предполагается, что совместная работа способствует развитию у детей чувства причастности к единому делу, выработке активной жизненной позиции. И в этом нет никакого сомнения, опять же на примере пришкольного двора.

Одна его часть, условно, «русская»: здесь есть макеты мельницы, колодца, балалайки. Другая, условно, «тувинская»: коновязь, макет юрты. Много цветов. Цветники в виде книги и пера, и просто разные газоны. Мостик – как раз как символ единения. И металлические шары с камнями – одновременно и Земля, и возвращающееся добро.

Символы причастности к общему делу и единения – на портретах в коридоре. Тут русские и тувинские ученые, политики, военные. О них как раз и говорили на первых «Разговорах о важном». Конечно, об Оюне Туметее, чье имя носит школа. О Гагарине и Петре Первом, о Викторе Кок-ооле и Максиме Мунзуке, о Монгуше Буян-Бадыргы и Салчаке Токе. Каждый сыграл свою роль в истории, благодаря которой сложилась современность, и о каждом дети должны знать.

И, как общий символ – команда. Единая команда, где есть место для каждого.

Капитальный ремонт

Все эти классные часы провели с помощью интерактивных досок, которых сейчас в школе пять (каждая по 250 тысяч рублей). Но новое оборудование поставили уже после ремонта, как и новую мебель для учебных классов и для столовой. А вот сам ремонт – здорово преобразил школу и… оставил ее прежней.

Школа в Сосновке типовая, в виде буквы «П». Таких много в разных селах. Построена еще в середине шестидесятых годов. Понятно, и пол кое-где «плавал», и пора уже укреплять стены, фундамент, обновлять кровлю, делать новую систему отопления и водопровода. Без водопровода – никак нельзя, по стандартам в каждом классе должен быть кран и, соответственно, раковина.

Работой бригады строителей ООО «Развитие» в школе очень довольны, все сделано качественно. Ее директор - Аю-Хаан Монгуш предлагал свои идеи по общему оформлению, вместе с администрацией школы выбирали и уточняли оттенки цветов.

Сделали все: поменяли кровлю, фасад, пол и фундамент здания. Заменили электропроводку, систему отопления, пожарную сигнализацию. Установили новые двери.

Новые двери

Вот эти новые двери и обратили на себя внимание в первую очередь. Это – не просто двери. То есть, они как раз просто двери, но их оформление между стилями «бохо» и «прованс» создает в целом атмосферу свободы и творчества.

Кто и как придумал такое в маленьком селе, где нет и тысячи жителей? Оказалось, что это – тоже командная работа. Еще весной коллектив разделили на две части, и каждая по-отдельности придумывала свой дизайн. На педсоветах уточняли, корректировали. Свои идеи предлагали ученики и их родители.

Общая идея: персиковые стены и серые двери. Это сочетание в одни годы становится ультрамодным, в другие годы – просто модным. Но в любом случае – стильным. Двери серые, но видна фактура дерева, и прорисованы трещинки – словно их искусственно состарили. Крупными буквами написаны названия предметов, которые преподают в этих кабинетах, причем буквы – сверху вниз по всей двери.

Конечно, тут и видно участие детей в оформлении. В первые же дни учебы наградили ученицу 11 класса Седип-оол Аэлиту и ученицу седьмого класса Седип-оол Ай-Кыс за оформление школы по проекту «Школьное пространство».

Эти пространства в основном в коридорах, тут же мини-музей: стенд, на котором выставлены подлинные удостоверения и медали ветеранов Великой Отечественной войны, их фотографии.

Разумеется, все что изображено на стенах – это работа школьного учителя рисования Юрия Оюна, который тоже принимал участие в общей работе дизайна школы.

И «воздушные ворота»

Школа, хоть и типовая, выглядит несколько иначе. Обычно центральный вход бывает именно по центру буквы «П». А здесь центральный вход сделали сбоку. Но вот срединное пространство используется традиционно: линейки, торжественные собрания, поднимание флага. Но перед ним установили красные «воздушные ворота», это традиционно для стран Азии, но совсем не традиционно для школ.

Первого сентября, когда открывали новую, отремонтированную школу, честь перерезать символическую ленту предоставили руководителю подрядной организации ООО «Развитие» Аю-Хаану Монгушу, директору МБОУ СОШ Аяне Оюн, лучшим ученикам школы Оюну Доржу и Седип-оол Аэлите.

«Воздушные ворота» – это, так сказать, культурная составляющая часть оформления школы. А вот у центрального входа, то, что видят школьники каждый день, - граффити, большой изображение Оюна Туметея, чьё имя носит школа.

Оюн Туметей Доктугуевич – пулемётчик 4-го эскадрона 31-го кавалерийского полка 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии. Родился в 1923 году в местечке Чагытай Тандинского кожууна. В результате кропотливой поисковой работы школьникам удалось узнать о подвиге земляка. Трудно шло наступление кавалерийского эскадрона под Дубно. Людей и коней косил пулемет из дзота. Подавить его никак не удавалось. Рядовой Оюн Туметей кинулся к дзоту, добежал, бросил гранату. Казалось, вражеское укрепление разрушено. Но нет – пулемет снова застрочил, препятствуя продвижению эскадрона. Гранат у Туметея больше не оставалось. И он упал на амбразуру, закрыв ее собой. С фронта родные получили только три письма. К сожалению, они не сохранились. Туметей Оюн Доктугу погиб 11 февраля 1944 года в бою за село Сурмичи на Украине. Посмертно награждён Орденом Славы 3-й степени.

В школе с такими традициями и такими новаторскими идеями школьникам хочется учиться лучше. В выпускном классе в этом году всего шесть учеников. И двое из них могут претендовать на медали. Чтобы не сглазить, не будем их сейчас называть. Просто пожелаем им успеха в учебе, как, впрочем, и остальным ученикам этой замечательной Сосновской школы.

Ирина КАЧАН.

Фото автора