Выяснилось, что подавляющее большинство взрослых за пятидневную учебную неделю. Значит ли это, что школы республики ожидает новый режим? Алексей Храмцов собрал журналистов, чтобы расставить все точки над «i».
- Я был в очередной командировке в районе и увидел в школе уставших к субботе школьников, обреченно высиживающих уроки. Мне их очень жалко стало. О каком качестве образования может идти в этом случае речь, если к концу недели у детей не остается сил на учебу? А ведь многие получают в школе еще и дополнительное образование. Взрослые, представьте, что вам придется работать шесть дней в неделю. Как бы вы себя чувствовали? Поэтому я и провел опрос, чтобы узнать мнение родителей и понять, как мы можем улучшить ситуацию. Я предложил директорам школ, чтобы с третьей четверти дети начали учиться по-новому, - объяснил он собравшимся журналистам.
Это не значит, что после нового года дети будут ходить в школу пять раз в неделю. Ведь учебный процесс запланирован на целый год, следовательно, кардинальные изменения здесь пока ни к чему. К этому вопросу стоит вернуться в конце учебного года, то есть в мае–июне, убежден и. о. министра. Переходить на пятидневную неделю или нет, будут решать директора школ и, конечно же, родители. Если большинство будут «за», то почему бы и не организовать в школах пятидневку, тем более, что большинство школ России перешли в такой режим еще несколько лет назад.
А что можно сделать сейчас, чтобы разгрузить и школу, и школьников, и учителей? Как сказал Алексей Храмцов, ответ на этот вопрос кроется в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», одна из статей которого предлагает разные формы обучения:
- В июле этого года в закон были внесены изменения, которые вступили в силу с сентября этого года. Так, 16 статья гласит о том, что сегодня в образовании могут применяться электронные способы обучения и дистанционные технологии. Пандемия многое поменяла. Кто бы мог подумать еще два-три года назад, что можно будет учиться, не приходя в школу? Сегодня для этого у нас есть все возможности. Статья 17 определила формы получения образования, которая бывает очной, заочной и очно-заочной. Как это может нас коснуться? И что мы можем из этого хорошее вынести? Что делают в других субъектах? Например, берется параллель 7-х классов, которая в понедельник изучает предметы в заочной или дистанционной форме, то есть не приходит в школу. Получается, что в этот день школа свободна от 7-х классов. Далее, 8-й класс изучает таким же образом предметы во вторник, а 9-й - в среду и так далее. То есть ежедневно в школе нет одной параллели, тем самым нагрузка на нее уменьшается. Другие классы в это время могут больше пользоваться школьными помещениями, получать больше знаний и так далее.
Однако, сегодня не у всех детей есть компьютер и выход в Интернет, поэтому предусмотрена еще одна форма обучения-заочная. Это когда темы по некоторым предметам выносятся на самостоятельное изучение ребёнком. Эти темы специально указываются в учебных программах учителей, как для самостоятельного изучения. Таким образом, получается, что мы можем уже сегодня реально использовать эти механизмы и освободить один день для школьника, чтобы он мог самостоятельно изучить ту или иную тему. Тем самым у него получается пятидневка. Более того, есть возможность серьёзно снизить нагрузку на школьников, используя обе эти формы.
Но я подчеркиваю, что это ни в коем случае не замена реальных занятий и реального общения с учителем. Какую-то небольшую часть тем из предмета можно вынести на заочную или дистанционную форму. Например, думаю, что устную часть физкультуры можно вынести на самостоятельное изучение.
Мы сейчас пытаемся со всеми школами отработать это нововведение. В образовательные учреждения будут направлены методические рекомендации о том, как можно воспользоваться статьями закона, чтобы можно было в середине года и в самую длинную школьную четверть разгрузить ученика через диктант, либо очно-заочное обучение, либо через то и другое вместе. А уже в летний период возможно будет поменять учебные нагрузки и тогда какие-то школы реально перейдут на пятидневку. Опять же здесь не исключено, что при пятидневке так же можно будет использовать эти формы обучения.
Сегодня у нас жуткая перегрузка учащихся, школ и учителей. В Кызыле средняя нагрузка на учителя составляет 36 часов, при этом ставка педагога – 18 часов. В каждом классе за 30 учащихся, что не лучшим образом влияет на качество образования.
Как отметил Храмцов, вопрос о том, пять или шесть дней в неделю будут заниматься учащиеся, решается родителями, педагогическим советом и администрацией школы. Никаких препятствий для введения пятидневки официально нет. И то, что многие в интернет-опросе проголосовали за пятидневку — это серьезный сигнал системе образования Тувы, что пора меняться. Переход на пятидневку не предполагает исключение из учебного процесса каких-то предметов или тем уроков. Требования к результатам образования остаются прежними.
Юлия САТ
"Тувинская правда" № 67 от 4 декабря 2021 года.