Тувинская правда 12+

Шарыповский театр представил постановку «Я нанял убийцу» финна Аки Каурисмяки

15 ноября 2022
69

В минувшую пятницу вечер оказался приятным для театралов нашей столицы. Спектакль давали гости из Шарыповского драматического театра Красноярского края. Их с удовольствием представлял главный режиссер Тувинского национального театра Сайдаш Монгуш.

Оказывается, десант наших служителей сцены уже побывал в этом городе, нашли общий язык с коллегами. Даже тувинский ансамбль и поющие артисты этого коллектива создали вместе композицию, с которой успешно и выступили. Как выразился наш руководитель, получилось круто, «Енисейская Сибирь» номер запомнила.

А привезли соседи постановку «Я нанял убийцу» финна Аки Каурисмяки, он автор сценария к своему фильму с таким названием (1990). За спектакль шарыповцы получили самую престижную российскую премию – специальная «Золотую маска» «За точность художественных средств и ясность театрального высказывания». Режиссер – Галина Зальцман из Москвы (считает свою работу сентиментальным детективом), художник – Екатерина Никитина из Санкт-Петербурга. Женский тандем очень творчески подошел к прочтению сюжета. Хотя действие разворачивается во времена существования Ленинграда, события воспринимаются современно и актуально в целом и на фоне всех хронологий нынешнего года в частности. Премьера состоялась 30 и 31 октября 2019, «доковидного», года.

Нашли создатели интересный ход: со сцены нам как бы показывают кино. Есть даже титры – строки текста. Шум аппарата, «крутящего» пленку. А оформлено много сцен в стилистике кадров, благодаря быстро перемещающимся темным шторкам-ширмам, что в разных точках площадки сцены создают «окна» действия. Те самые кадры. В этом – изюминка постановки.

Своеобразный финский юмор. Гражданин Франции Анри Буланже (Сергей Юнгман) много лет живет и работает в северной стране Суоми. Да в его организации начинаются сокращения, первым в списке оказался он. Вроде бы вежливо начальство пытается его выпроводить, но сколько в разговоре прощания «оскала империализма». Тот самый маленький человечек оказывается бесправен и жалок. Точка в картине увольнения поставлена жирная и яркая: «Мы вам дарим золотые часы» – «Но они же не работают!» – «Мы знаем!» В этих нескольких фразах огромный подтекст. И такое за развитие сюжета, это один час 35 минут без антракта, мы видим постоянно. Вроде бы ничего не происходит, а в то же время события разворачиваются стремительно. Порой – неожиданно, как в жизни и случается.

В словах от автора в зачине прозвучало: я даю оценки увиденному «гениально» и «фуфло». Сам снимаю «гениальное фуфло». Придумал такой жанр. И на наших глазах театр-кино абсурда действует, да еще как! Представленное Сайдаш Монгуш назвал финским экшеном – вполне уместная характеристика.

Анри посчитал, что выход из кризисной ситуации один – смерть. И пытается закончить жизнь самоубийством. Обстоятельства выше его: повеситься не удается, люстра обрывается под его весом. Надышаться угарным газом в духовке плиты не получается, не подают голубое топливо. Трагично-комичные ситуации нарастают как ком, превращаясь для маленького человека в неразрешимые проблемы, на его взгляд. И француз надумал нанять киллера для ухода в мир иной.

Обстоятельства нанизываются одно на другое, рождается выверенная цепочка событий. Трагическое и комическое переплетаются, как это часто и бывает в жизни. Кызылские зрители бурно реагировали на историю, шквалом эмоций откликаясь на сюжет. Рефреном появляется на сцене бар «Гонолулу», не без пародийных ноток на масс-культуру. Здесь выступает «самая худшая группа» страны, ребятам советуют: отправляйтесь в Америку, «там любят слушать дерьмо».

Много тонкостей и нюансов в спектакле. И ловишь себя на мысли: интересно, а сейчас в Финляндии это произведение разрешили бы ставить? Да и нашелся бы смельчак-режиссер, который взялся это сделать? Что-то сомнительно. «Загнивающий Запад» обнажен и беспощадно предстал «во всей красе».

Спектакль в очередной раз нам напоминает старую, как мир, истину: спасет Любовь! Это цветочница Маргарет (Ксения Коваленко) преобразила жизнь француза. И трагедия маленького человека отступает на дальний-дальний план. Комичность ситуаций даже с тем же убийцей завершается в мажорных оттенках. Действия-перевертыши происходят одно за другим. Тут одни желания и эмоции героев меняются на противоположные, из чего динамично развиваются и трагичность, и реализм, и комичность, и фарс спектакля. В конце концов мы чувствуем и фантастическую убежденность всех создателей сюжета в светлых силах добра.

Зрители стоя благодарили гостей за доставленное удовольствие общения с высоким искусством. А шарыповцы высказали пожелание и надежду на следующие встречи с нашими ценителями его величества Театра.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из Интернета.

Полностью материал читайте в завтрашнем номере газеты "Тувинская правда" от 16 ноября 2022 года.

Редакция «ТП»