А сейчас о том, что происходит в театре, какие постановки мы сможем увидеть в ближайшее время, какие сюрпризы могут быть в нынешнем сезоне, и какие, собственно, обстоятельства внесли свои коррективы.
Времена не выбирают
Наверное, бывают когда-нибудь легкие времена, когда все идет хорошо, нет никаких проблем, ни о чем особо не надо задумываться, в общем – по накатанному. Вот только чувствуется, что здесь есть какой-то подвох. Ну как это – «не задумываться»? Похоже, что это – описание застоя. В котором уютно и приятно, но никакого развития и никаких перспектив нет. В котором ничего не меняется.
Но в Национальном музыкально-драматическом театре такого не бывает. В разные сезоны возникали и возникают разные проблемы. Думаете раньше было легко? Отнюдь. 70 лет назад в отчете руководство театра пишет, что с мая по сентябрь театр находился на гастролях по обслуживанию посевной, сенокосной и уборочных кампаний, что открытие зимнего сезона началось только в ноябре, потому что в здании проходил ремонт и оно не было готово к эксплуатации, к тому же и штат еще не укомплектован… А еще театр вообще работает на базе арендованных у Дома Культуры производственных помещений, больше того, по договору аренды пользуется зрительным залом и подсобными цехами только 15 дней в месяц.
Сложная ситуация? Конечно. А разве сейчас легче? Да, здание уже давно свое, но и им пользоваться в условиях пандемии трудно – разрешено размещать в нем только 25 процентов зрителей. Три четверти зала вынужденно пустуют. Каждый «лишний» зритель может стать причиной штрафов. А то и вообще локдаун объявляют, и театр доступен только в онлайн-режиме.
Не легче и со штатами – актеры старшего поколения не могут работать вообще. То есть самых заслуженных, самых именитых и самых знаменитых артистов зрители не видят. Плохо и зрителям, и актерам, которые нуждаются в энергетической подпитке от любимой работы. А тут еще и меняется руководство театром: новый директор, новый главный режиссер. Изменится ли в целом политика театра?
Наверное, никто не удивится, если сказать, что политика театра меняется ведь почти постоянно: новые режиссеры, актеры, художники – и с каждым человеком приходит что-то новое. Так что нас, зрителей, ждет в новом сезоне?
Кадровые перестановки
Кадры, как известно, решают все. Перестал быть директором Станислав Ириль. Зато зрители вновь получили замечательного актера – Заслуженного и Народного артиста Тувы Станислава Ириля.
Новым директором стал художник Начын Шалык. Точнее – новым-старым директором. Он уже руководил театром, и за это время показал себя умелым руководителем. Именно с его подачи в Кызыле появилась новая сцена – экспериментальная площадка театр «Тет-а-тет». Появилась труппа кукольников, которая сейчас стала самостоятельным театром. Здание с производственными помещениями, в которых размещался «Тет-а-тет» сейчас полностью перешло в собственность Театра кукол.
Директор театра Начын Шалык
Художником Начын Шалык проработал 30 лет, оформил более 90 театральных постановок, и не только в Туве. В его активе работа в разных театрах страны. Например, в последние годы сотрудничает с театром в Санкт-Петербурге. Из самых известных постановок можно назвать «Кто ты, Субедей?», «Кара-Дагнын казыргазы» («Смерч Кара-Дага»), «Чадаган», «Культегин», «Сын синего неба»… Нет, всех не назовешь – газетной площади не хватит.
И что? До ста постановок не «дотянет»? Обидно, конечно, когда профессионалы уходят в администрацию. Но не в этом случае. В текущем году он занимается, как и было запланировано, сценографией спектакля по сказке Андерсена «Соловей». А в разговоре с режиссерами вдруг выясняется, что они на него рассчитывают при постановке новых спектаклей. «Эй, ребята, я же сейчас директор», - слабо и неубедительно пытается отбиться Начын Кара-оолович. Конечно, директор. Но заниматься сценографией, рисовать эскизы ему все равно придется.
Режиссеры
С режиссерами у нас тоже сложилась непростая ситуация. Самую большую потерю понес театр, когда год назад из театра и из жизни ушел Алексей Ооржак, Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Тувы.
Ушла из театра его дочь, Заслуженный деятель искусств Тувы Сюзанна Ооржак, интересный режиссер со своим особым видением.
Недавно не стали продлевать контракт с главным режиссером Мариной Идам. Но, по крайней мере до конца этого года, театр работает по ею разработанным планам, приезжают на гастроли театры, которых она приглашала, ставят спектакли театральные работники из других регионов, с которыми она заключала контракт. Например, режиссер-постановщик спектакля «Навстречу мечте» Ильсур Казакбаев. И те режиссеры, которые работают сейчас в театре, отзываются о ней с огромным уважением.
Поэт, переводчик, сценарист Эрик Норбу был завлитом, с 2020-го - заместителем директора по проектной работе. И он ушел из театра. Но его глобальный проект – творческая лаборатория, призванная выявлять таланты и находить новых, современных, драматургов осталась. Лаборатория будет продолжать работать.
Главный режиссер театра Сайдаш Монгуш
Главным режиссером театра стал Сайдаш Монгуш. Его спектакль музыкальная легенда «Чадаган» с участием Тувинского национального оркестра и ансамбля тувинских барабанщиков «Медээ-Хаан» признан «Лучшим музыкальным спектаклем» фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык».
Конечно, в театре есть и другие режиссеры, и они будут продолжать работать. Будет больше музыкальных постановок – театр ведь музыкально-драматический! А это значит, что в оркестровой яме должен сидеть оркестр. Где это в нашем театре оркестровая яма? Ну, если уж никто не помнит, что она действительно есть, значит и впрямь маловато было музыкальных спектаклей.
Что год грядущий нам готовит
А год готовит многое что. Точнее, творческий коллектив многое готовит. К 200-летию Достоевского Альберт Хомушку собирается поставить спектакль «Преступление и наказание». Причем, зная позицию режиссера, можно предположить, что спектакль будет музыкальным. Музыкальный спектакль «Преступление и наказание – это немного странно, но обещает быть интересным.
Орлан Монгуш поставит «Кровавую свадьбу» Гарсиа Лорки. Именно Орлан Монгуш хотел, чтобы художником постановщиком был Начын Шалык, но, по словам директора театра, от согласен быть только консультантом.
И вот, как кажется, гвоздь сезона. Наверное, самая долгожданная постановка. К 70-летию Алексея Ооржака Леонид Кан-оол вместе с поэтом и драматургом Эдуардом Мижитом сделают спектакль, о котором мечтал Алексей Кара-оолович – «Модэ». Это – рабочее название, как будет на самом деле называться спектакль мы еще не знаем. Модэ, основатель империи Хунну, жил с 209 по 174 гг. до н. э. Для тех, кто не силен в истории до нашей эры, можно уточнить, что в достаточно популярном мультфильме «Мулан» образ вождя гуннов Шань-Ю, врага китайцев, был частично вдохновлен Модэ. Хотя, конечно, в «Мулан» нет подлинных событий биографии кагана хунну.
А Алексей Ооржак задумал в свое время трилогию. Первая часть – «Кто ты, Субедей», потом «Культегин» - зритель погружается в более глубокое время. И третья честь – «Модэ» - еще более дальние по времени события. Эта трилогия должна была показать не только историю Тувы, но и основы, истоки тувинского характера, менталитета тувинцев. Болезнь помешала знаменитому режиссеру завершить трилогию, хотя над спектаклем «Модэ» он уже начинал работать». И вот теперь у нас есть шанс посмотреть, эту заключительную часть, оценить, насколько молодой режиссер (а по сравнению с Алексеем Ооржаком Леонид Кан-оол достаточно молод) сможет сохранить стилистику мастера, проникнуться его идеей.
Кстати, в годовщину смерти Алексея Ооржака театр почтит его память спектаклем, который тот создал в последние годы – «Сын синего неба». Это спектакль-завещание, это повествование о тех, кто создавал театр, о том, как родился театр в Туве, о том, какие мысли и чувства несли в народ первые артисты и режиссеры. Это спектакль о душе театра.
Люди приходят и уходят. Меняются поколения и времена. Может многое измениться в театре, но неизменной остается его душа.
Ирина КАЧАН
"Тувинская правда" № 60 от 10 ноября 2021 года.