Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сергей ШОЙГУ: «Люди должны знать, на кого следует равняться»

13 сентября 2021
152

Предлагаем вниманию читателей «Тувинской правды» фрагмент интервью, в котором речь идет о Туве.

 

- Сергей Кужугетович, есть такое понятие, как сибирский характер. Но говорят, что есть и тувинский характер. У вас какой?

- Мне сложно оценивать. У меня характер, который достался мне от родителей, потому что, думаю, дело не в национальности, а в месте проживания. Детство и юность провел в Туве, в Сибири, где перепад температур от +50 до - 50. И это вполне себе нормальные вещи. Понимаете, дело в том, что мы в этих условиях не учились жить, а росли и воспитывались. Другой жизни и не представляли. Поэтому летом я гораздо комфортнее чувствую себя здесь, чем на Черноморском побережье. Мне гораздо интереснее ходить здесь по горам и сплавляться по рекам. Мне гораздо интереснее здесь заниматься рыбалкой, охотой, чем делать это в европейской части.

Если говорить про характер, то, естественно, есть национальные черты. Например, у каждого народа своя своеобразная пища. Кто-то любит строганину, кто-то что-то еще. На мой взгляд, это все-таки зависит от того, кто тебя окружает, в какой среде ты живешь, в каком климате. Здесь и сибирский, и тувинский, и какой угодно характер может быть. Двумя–тремя мазками не окрасить. Это большая палитра и гамма.

Смотрите, Тува — немногочисленная республика, а в мире не так много фильмов, которые получили Оскар. А фильм «Дерсу-Узала» его получил, главную роль в котором сыграл артист тувинского муздрамтеатра. Есть известная цирковая труппа семья Оскал-оолов, замечательная семья Рушевых. Этим я попытался показать вам разные краски, разные моменты этого характера. Вот зима, каникулы. Часто, бывало, едешь по проселочной дороге, позади 15 километров и вереди столько же. Видишь, идет ранец, шлепает из интерната домой один. Родители на стоянке. Конечно, такой ребенок будет более самостоятельным, более уверенным в себе и, что самое важное, свободным человеком.

Например, я смотрю на ребят, которые учатся в Кызылском президентском кадетском училище, у нас есть  возможность сделать их более свободными. Знание языка – это дополнительная степень свободы. Умение следить за своим здоровьем – тоже дополнительная степень свободы и есть много-много других вещей. Про характер я сказал вам все.

- А кем Вы хотели стать в детстве?

- В разные периоды по-разному. Особенна яркая мечта, которая имеет отношение к ощущению свободы, была в том, что хотел быть водителем и водить машину далеко-далеко.  Это было желание принадлежать самому себе, ведь все зависит только от тебя: исправность машины, и самое главное, сколько ты можешь посмотреть. В советское время была организация Совтрансавто, автомашины которой за границу ездили. Мы также мечтали стать похожими на многих и многих талантливых людей: спортсменов, ученых, артистов, поэтов.

Был в сборной республики по легкой атлетике, прыгал в высоту и длину. Было восхищение Валерием Харламовым, цирковой труппой Оскал-оола. Думали, вот они смогли, значит, и мы тоже сможем. Но то, чего никогда не было, это мечты или желания жить в Москве. Даже представить не мог, что буду жить в столице.

- Говорят, у каждого есть яркие воспоминания из детства. У вас есть такое воспоминание?

 - Есть, конечно. Родители рано уходили и поздно приходили с работы, бывали в многочисленных командировках. Наверное, с этим и связаны мои воспоминания. Я воспитывался не в обычном детском саду, а в интернате, в который родители привозили детей в понедельник утром, а забирали в субботу вечером. И вот помню это ожидание того, когда за тобой приедут. Особенно зимой, за окном темно, все ребятишки на подоконниках ждут, за ним идут или нет.

Воспоминания связаны также с экспедициями, это была такая школа жизни, когда сами того не зная, обучались многому. Например, научились готовить, печь лепешки. Было мне тогда лет 13-14. Однажды был конец сезона, когда из еды осталась манка и консервированный виноград в литровых банках. С тех пор не могу есть ни то, ни другое. Воспоминаний, конечно, много и все они очень теплые, хорошие. Я считаю, что тогда наша жизнь была замечательной. Детство, юность, у нас есть, о чем вспомнить. Мы не страдали ни от чего. И было чувство свободы. Мы приобретали ту профессию, которой хотели учиться.

- У Вас и сейчас такая работа, что есть, что вспомнить.

- Да, это правда.

- Сейчас мы находимся в стенах Кызылского президентского кадетского училища, которое было открыто семь лет назад по поручению главнокомандующего. Какие успехи можно отметить за это время?

- За эти годы КПКУ очень сильно выросло. Это устоявшийся и профессиональный кадровый состав: преподаватели, руководители, командиры. Это первое. Второе, это, конечно, те условия, которые здесь созданы. Условия для того, чтобы росли, учились и выпускались хорошо образованные и всесторонне развитые ребята. Здесь учатся 300 мальчишек и 80 девчонок. Хотелось бы, чтобы здесь было все, что мы не вкусили в своем детстве. Раньше у нас не было ни одного бассейна, ни одного искусственного льда, катка. Мы чистили Енисей, из брошенных елочек делали клюшки, кому-то удавалось накопить денег на спортивные снаряды, шайба тогда дорого стоила, 2 рубля 70 копеек, по-моему. Поэтому хотелось бы, чтобы у нынешних ребят проблем не было бы. Здесь опять же важно ощущение свободы: чем больше ты знаешь, чем больше умеешь, тем более ты свободен от кого-то либо от чего-то. Здесь несколько учебных центров, в том числе языковые. Очень большая спортивная база, условия для творческого и культурного развития.

Самое главное, на мой взгляд, появляется, конечно, оно и раньше было, новое поколение людей, не только хорошо образованных, но и горячо любящих свою страну, свою родину. Это заметно и очевидно. Этому хочется подражать, этому хочется следовать. Очень много зависит от преподавателей, которые справляются со своими обязанностями. Помимо того, чтобы набрать лучших учеников, у нас была задача обеспечить для детей военнослужащих и офицеров, которые служат на дальних гарнизонах, прекрасное образование.  Кстати, по количеству учеников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, училище находится на втором месте после московского.

- Педагоги рассказали, что было два выпуска и все ребята поступают во все ведущие ВУЗы, в том числе военные.

- Здесь очень высокий уровень образования и меня это радует. Президентом России было принято решение создать в каждом федеральном округе такие учреждения. Одно из них появилось в Туве. После этого было ещё несколько поручений президента. Мы понимаем, что таких учебных заведений должно быть больше. Вот, допустим, на каждом флоте есть филиал Нахимовского училища: в Севастополе, Калининграде, на Балтике. Все они завязаны в единую образовательную сеть. У них электронные библиотеки, лучшие преподаватели. Сейчас несколько докторов наук из МГУ в режиме онлайн преподают также здесь.

- Вопрос, как президенту Русского географического общества. Какие открытия были сделаны в Туве? Что можно здесь еще найти, обнаруживать, исследовать? Какие тайны хранит эта земля?

- Вы знаете, очень много. К сожалению, что-то уже невосполнимо. Хотелось бы больше узнать о главном военачальнике Чингисхана Субедее, который был тувинцем. Через Туву идут несколько останков таких крепостей, как Пор-Бажын. Исследовать это было бы невероятно интересно. Нам нужно понять, для чего они были созданы. Я считаю, что сегодня нам надо сделать все, чтобы не утратить, не потерять, то, что изучено, то, что описано, то, что должны знать граждане нашей страны.

Рад, что с помощью коллег из РГО и Тувы удалось осуществить давнюю идею: издать семитомник, в котором собрана историю Урянхйского края за 250 лет. Собрали все, что было в берлинской библиотеке, находили материалы из Японии и так далее. Было сделано очень много. Хотелось бы, чтобы такая работа продолжалось. Был хороший проект – издать альбом «Черно-белая Тува», где собраны фотографии разных времен, разных мест и людей. Можно увидеть до и после революционные и военные фотографии. Там фотографии князей и нойонов, первых учителей и врачей, еще до вхождения в состав СССР и многое-многое другое.
Следующий проект: серия книг «Жизнь замечательных людей Тувы», которая  знакомит читателей й с выдающимися историческими личностями республики. В свет вышла первая книга, в которой рассказывается о полководце Субедее, первом руководителе Тувы Салчаке Тока, артисте Максиме Мунзуке и многих других исторических личностях. Люди должны знать, на кого следует равняться.

- Сергей Кужугетович, спасибо за обстоятельный разговор.

- Спасибо.

Подготовила к печати Юлия САТ

"Тувинская правда" №44 от 11 сентября 2021 года.