На тувинскую землю Далай-лама XIV ступил 19 сентября 1992 года. Духовный лидер буддистов мира находился в Туве три дня.
Вот как освещала этот визит газета «Тувинская правда». «Под звуки горлового пения ступил первосвященник буддизма на тувинскую землю. Президент Республики Тува Шериг-оол Ооржак и Председатель Верховного Совета Республики Тува Каадыр-оол Бичелдей преподнесли "живому богу" традиционное национальное угощение. Помимо руководителей республики здесь присутствовал и глава буддистов Тувы г-н Сандак (Казак Сандык, первый Камбы-Лама в новейшей истории республики). На протяжении всей дороги от аэропорта Кызыла до резиденции люди стояли вдоль дороги на коленях, со слезами на глазах приветствуя Владыку.
В этот же день Его Святейшество встретился с народом на центральной площади Кызыла. Приветствовать Далай-ламу пришло не менее 40000 человек, т.е. более половины всего населения столицы. После живописной приветственной церемонии, во время которой Его Святейшество освятил новый национальный флаг Тувы.
«Мы видели, что в таких республиках Российской Федерации как Бурятия, Калмыкия народ испытывает искреннее желание восстановить свою национальную культуру, существенной характеристикой которой является буддийское учение. Сейчас я вижу, что то же самое происходит в Туве, – сказал Далай-лама в своем обращении к собравшимся на площади. – Я очень рад этому. Ведь как у тибетцев, у тувинцев важная часть национальной культуры представлена буддийским учением. Поэтому, если мы тибетцы можем как-то способствовать восстановлению национальной культуры Тувы, восстановлению буддийской культуры Тувы, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы вам помочь. Мы рассматриваем это как нашу священную обязанность, как наш долг.
XX век в истории человечества занимает, наверное, особое место. Именно в XX столетии мы стали свидетелями, с одной стороны, колоссального научного и материального прогресса. С другой стороны, случалось много трагедий и были даже опасные эксперименты с ядерным оружием. И не только это. Особенно в этой части мира, мы знаем, возникло много враждебных сил, разрушивших учение Будды. Теперь, когда XX столетие заканчивается и приближается XXI век, мы входим в этот век обогащенные опытом XX века и расширив свой кругозор. Теперь для большинства людей становится понятным, что один материальный прогресс не может дать прочного счастья, что необходимо и духовное развитие. Это признается все большими и большими массами людей. Все большее значение в мире получают такие методы политических действий, как ненасилие.
Тибетская религия и культура, сутью которых является учение Будды, распространялись все дальше и дальше на север. Из Северной Индии она попала в Тибет, из Тибета в Монголию и затем еще севернее — в эти места. Буддизм не только дает возможность научиться доброму отношению друг к ДРУГУ, но также способствует и развитию мира во всем мире, учит сохранять окружающую среду. Таким образом, эта религия и культура очень актуальная для всех нас сегодня.
Если кто-то спросит: в чем же состоит сущность буддистского учения — то в двух словах на это можно ответить следующим образом. Сущность буддистского учения составляют две вещи. Это философское воззрение, в основе которого лежит концепция взаимозависимого происхождения и праведного поведения, т. е. ненасилия. Что такое ненасилие? Практиковать ненасилие — это значит стараться всемерно помогать всем другим существам. Если же вы не можете помогать, то хотя бы не вредите. Те, кто хочет следовать учению Будды, должны знать эти вещи.
В последнее время в вашей стране, в особенности в Туве, произошло много перемен. Старая тоталитарная система рухнула, установилась новая система, но она еще не приобрела твердости, еще не приобрела силы. Сейчас, в этот переходный момент для вашей страны, конечно, народ испытывает много трудностей и тягот. В это время очень важно не терять решимости и терпения, важно сохранить мужество и твердо верить, что, несмотря на все сложности, вы достигнете того, к чему стремитесь. Я хотел бы особенно подчеркнуть, что в такой период всем вам надо быть более терпимыми друг к другу и постараться сейчас на время оставить мелкие разногласия, которые могут существовать между вами и сосредоточить силы на преодоление главных целей. Когда вы решите главные проблемы, стоящие перед вашим обществом, мелкие проблемы можно будет решить гораздо легче. Разумеется, вы сами знаете, как вам решать проблемы, стоящие перед вашим обществом, но мне хотелось бы дать вам один такой совет»
20-го сентября Его Святейшество преподал Учение на центральной площади города. Десятки тысяч верующих приняли на себя обеты буддиста-мирянина, на коленях повторяя за Его Святейшеством обещания не убивать, не воровать, не лгать, не развратничать и не пьянствовать. Большинство присутствующих (включая милицию и работников госбезопасности) также попытались с помощью Его Святейшества породить Бодхичитту – Устремленность к Пробуждению ради блага всех существ.
21 сентября Далай-лама вылетел на вертолете в Шагонар, где посетил недавно открытый местный храм и на склоне священной горы Хайрыкан преподал Учение нескольким тысячам местных жителей. После этого вертолет перенес нас еще на 60 км западнее – к впечатляющим развалинам центрального монастыря Танну-Тувы – Чаданского хурээ (Устуу-Хурээ). Невдалеке от этого места Его Святейшество преподал основы Учения многолюдному (по-видимому 50000) собранию местных жителей, и вернулся в Кызыл.
На следующее утро состоялась краткая пресс-конференция и встреча с правительством и парламентом республики, где были подписаны официальные тувинско-тибетские документы о сотрудничестве в области культуры, религии и здравоохранения.
Во время пребывания в Туве Далай-лама освятил место постройки будущего буддийского храма близ аэропорта г. Кызыл, а также небольшой хурул, уже действующий, на другом берегу Енисея».
Фото из архива "Тувинской правды"