Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сельское хозяйство: новый уровень

13 сентября 2024
12

Новый уровень – это как «левел ап» в компьютерной игре. Понимая, что настоящие «бумажные» газеты читает в основном старшее поколение, все же попробуем рассказать об истории и перспективах агропромышленного комплекса Тувы на примере компьютерных игрушек. Тем более, что есть и вполне солидные люди любители поиграть.

Level-1
Уровней на самом деле было очень много. Характеристика каждого из них – прерогатива историков. Но, поскольку каждая игра на что-то да опирается, то именно игры – слепок с реальности.
Человек получает изначально какое-то количество условных материальных благ. Он может охотиться или собирать. Пропустим этот период. Потом он находит семена, учится возделывать поле, устраивает примитивную ирригационную систему… Этот период тоже опустим, хотя запомним, что еще в уйгурский период на территории Тувы была хорошо развитая оросительная система.
Сразу перейдем к уровню «предсовременному». У каждой семьи есть какое-то количество скота. У некоторых семей огромное количество. По некоторым источникам у Ажыкая было около шести тысяч лошадей, четыре тысячи коров, десять тысяч овец и коз, свыше 200 верблюдов. Один табун целиком состоял из лошадей вороной масти «мун кара чылгы», когда голова первой лошади показывалась в Хем-Белдыре, хвост последней был еще в Элегесте. Правда, были и семьи только с одной маленькой отарой, они откровенно голодали.
Опять же, были и небольшие поля, выращивали просо. Каждая семья сама думала, как прорыть канавку, для орошения своего небольшого поля. Хорошо орошаемых земель было мало.
Но вот мы переходим на новый уровень – небольшой период ТНР (23 года) и примерно в два раза больше период жизни при советской власти (47 лет).

Этот уровень договоримся считать первым. Ну, конкретно в нашей игре – первым. На этом уровне много орошаемых земель. Кстати, и кукуруза! Кто смеется над кукурузой? Это не то, что продается для еды людям, а то, из чего делают силос для коров. То, что позволяет набирать очки в любой игре – количество скота резко увеличивается. Джут уже не страшен: сено, зерно, сенаж, силос – все это можно заготавливать. И получать от коров как молоко, так и телят.
Были же в Туве большие фермы в разных районах. Недалеко от Шеми была, говорят, большая ферма с доильными аппаратами. Но когда мы уже расслабились и думали, что «игра» так и пойдет сама собой, знай лови очки и призы, эта «игра» сломалась. Не потому, что мы плохо играли. Просто не смогли «сохраниться», когда сломалась вся система.

Level-2
Но ведь восстановились! Да, смогли восстановить почти все, в том числе и поголовье скота опять поднять. Давайте посмотрим, что у нас есть на этом уровне.
Сейчас около половины населения республики (46,41 %) проживает в сельской местности. Базовая отрасль агропромышленного комплекса – сельское хозяйство. Производственную деятельность осуществляют:
• 109 сельскохозяйственных кооперативов, из них 76 перерабатывающие кооперативы, 33 снабженческо-сбытовых;
• 2657 крестьянско-фермерских хозяйств и 27,5 тысячи личных подсобных хозяйств населения;
• 54 иных юридических лиц, занимающихся сельским хозяйством.

Вот, в таблице подробнее:
Субъекты Количество (ед.)
Сельскохозяйственные организации – субъекты МСП 296
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств в статусе «действующий» (без образования юридического лица) 2657
Юридические лица – крестьянских (фермерских) хозяйств в статусе «действующий» 54
Граждане, ведущих личное подсобное хозяйство 27,5
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 109
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на конец 2023 года – 3361,4 тыс. га, или 19,9 % от общей площади республики. Площадь сельскохозяйственных угодий – 2651,2 тыс. га или 78,9 % от общей площади земель данной категории, из них пашни 135,5 тыс. га.
Статистика знает все, в том числе и количество скота в Туве. На конец января 2024 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составляло 191,9 тыс. голов (на 4,2 % меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), из него коров - 85,2 тыс. голов (на 2,5 % меньше). Поголовье овец и коз - 970,4 тыс. голов (на 16,0 % меньше).
В сельскохозяйственных организациях на конец января 2024 г. по сравнению с соответствующей датой 2023 г. поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 0,6 %, из него коров - на 6,5 %. Поголовье свиней уменьшилось на 31,2 %, овец и коз - на 24,0 %.
Уменьшилось? Не может быть, мы же так хорошо «играли»...

Выходим на Level-3
Да, может быть. Даже непременно так будет. Потому что «набирая очки» в каком-то одном направлении, забыли о том, что развиваться надо примерно одинаково по всем направлениям.
Чтобы сохранить скот, нужны корма. А корма – это растениеводство. Да, у нас зона рискованного земледелия. В этом году было уже третье засушливое лето. А сейчас еще и пожары. Горит ведь не только тайга, но и степь. Та самая степь, по которой бы ходили пастись овечки. Но не будут – все ведь сгорело. А много ли заготовили сена при такой засухе? Точных цифр пока нет, но можно предположить, что немного.
Сразу можно сказать, что ни большого джута, ни голода у нас не будет, просто потому, что страна, в которой мы живем, большая. Всегда можно и кормов прикупить, и продовольствие завезти.

Но стратегию «игры» надо пересматривать. Вообще-то ее уже пересматривают. Хотя, конечно, начали поздновато. Относительно недавно, в ноябре 2021 года, на встрече с руководителями районов, Глава Тувы предложил вместе определить направление развития территорий. Он сказал: «Не хочется «распыляться» на мелкие проекты, нужен комплексный подход, который даст ощутимый результат». И все тогда согласились с тем, что большой производственный потенциал имеют пахотные земли, которые не возделывались годами. Основная причина – отсутствие оросительной системы. Построенная в советские времена система водных каналов давно вышла из строя, но на ее восстановление у районов средств нет. Возобновление орошения позволит ввести в севооборот большое количество земель.
Первой, по линии национального проекта «Международная кооперация и экспорт» была восстановлена оросительная система в местечке Могой (Пий-Хемский район) протяженностью 8895 метров.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» направлен на то, чтобы качественно повысить конкурентоспособность российских товаров и расширить их присутствие на мировых рынках.
Благодаря ему в 2023 году ввели в эксплуатацию 1592 га. В 2024 году идет реализация восьми проектов общей мощностью 2943,17 га. Более успешно стали защищать проекты для получения федеральных средств на развитие мелиоративного комплекса: в 2023 году защитили 16,4 млн. рублей; на 2024 год защитили 39,9 млн. рублей.

Играем дальше?
Но в целом еще предстоит огромная работа: целенаправленное проведение мероприятий по вводу в экономический оборот 80 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, пригодных к использованию под пашни.
Традиционное землепользование, традиционное животноводство – это хорошо, и оно, кстати, охраняется Конституцией. Но это уже мало. Сейчас идет ставка на создание крупных производств, которые смогут объединить по сетевому принципу мелких и средних сельхозтоваропроизводителей. В качестве примера и в целях эффективного использования орошаемых и неиспользуемых земель, по поручению Правительства Минсельхозпродом РТ созданы две машинно-тракторные станции по выращиванию и переработке зерновых, масличных и кормовых культур на территории республики. По наработке опыта хозяйственной деятельности за текущий год, эти МТС – «Центральная» и «Западная» – в 2025 году смогут выступить в качестве основного системообразующего предприятия на территории нескольких районов.
Неплохая «игра» у нас получилась? Но гораздо важнее то, что все это настоящее. Причем, то настоящее, от которого зависит будущее. В одиночку фермеры не могут противостоять действительно сложному климату. Совместная работа законодательной и исполнительной властей поможет? Да. Это как раз та проблема, которая решаема. Над которой они сейчас работают.

Ирина КАЧАН.
Фото из открытых источников.