Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сегодня у коллектива «Тувинской правды» - особенный день: легендарному фотомастеру Владимиру Савиных исполняется 85 лет

Выбор редакции
22 января 2023
73

В фотографии есть магия. Это удивительно, как человек с камерой в руках, делая снимок, буквально останавливает движение времени и запечатлевает конкретный момент жизни навсегда. Такова природа профессии, которой практически всю свою жизнь посвятил Владимир Никандрович Савиных. Он — заслуженный работник Республики Тыва, награжден медалью Республики Тыва «За доблестный труд», Орденом Республики Тыва, почетным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов России. Фотокорреспондент, проработавший в «Тувинской правде» 46 лет, с 1969 до 2015 года, сам не любит громких слов о своей работе. Никандрович, по правде говоря, вообще не любит громких слов. За него говорят его фотографии.

Владимир Никандрович родом из Омска, родился 23 января 1938 года. С 18 лет работал на заводе токарем, а с 14 начал увлекаться фотографией.

Впоследствии именно она станет главным делом его жизни. Другой судьбы, кроме фотографии, он для себя и не видел. Увлечение плавно переросло в работу. А позже появилась и своя фотолаборатория в Омске, работа в местных изданиях. Однажды его друг, иногда пользовавшийся лабораторией Владимира Никандровича и работавший в то время в журнале «Земля сибирская, дальневосточная» после командировки в Туву рассказал, что в «Тувинской правде» нет фотокорреспондента. Никандрович, как его с любовью называют многочисленные друзья, рассказывает: «Да и к тому же настроение было такое, уехать. Я ему и говорю, уехал бы. — В Туву поедешь? — Мне какая разница? — Там в «Тувинской правде» нет фотокора. Списались с Масловым, в те годы главным редактором газеты. Он отвечает, что вот, дескать, такие условия, заработок, скорее приезжай. Приехал — прилип, думал года на два, а остался на всю жизнь».

Первое время жил в общежитии, выделенном редакцией газеты. Он тогда был одним из немногих профессиональных фотографов в Туве. В то время работа была в разы сложнее, чем сейчас, мало было настоящих специалистов. Немногие умели проявлять пленку, работать с химикатами. Кроме того, он на тот момент единственный в республике занимался крупноформатной печатью, делал фотографии на рулонной бумаге, никто так не умел в те годы.

Одной из первых камер Владимира Савиных был «Зенит», простой фотоаппарат, использующий пленку форматом 6х6. По его словам, стекло в объективах использовалось практически как обычное оконное. А если надо снимать врачей в больнице, белые халаты на белой стене — то дело швах, контрастности никакой. Позже он перешел на камеры фирмы «Никон». В среднем приходилось покупать по пять объективов на камеру, каждый для своих целей, а всё это стоит больших денег. Всю технику покупал, конечно, за свой счет.

Владимир Савиных вспоминает: «Маслову, главному редактору, говорю, надо аппаратуру, а он в шутку отвечает: «Ну купи «Смену», да и снимай» (очень дешевый и примитивный советский фотоаппарат, рассчитанный на любителей). Последней же рабочей его камерой была профессиональная «Никон д3с», стоящая как неплохой поддержанный автомобиль — вершина прогресса в производстве фотоаппаратов несколько лет назад. Получается, что его работа фотокорреспондентом усовершенствовалась вместе со всей индустрией фотографии. Начав с любительской советской камеры, постоянно копил деньги на более улучшенный аппарат, вместе со всем миром перешел с пленки на цифру, чему был очень рад, так как и скорость работы возросла, и качество. От эпохи пленочной фотографии у Никандровича остались не очень приятные воспоминания — руки, сожженные кислотами. Хоть он уже давно с ними не работает, следы от ожогов остались. Вечером съемки, утром ещё влажные фотографии уже лежали на столе у редактора, никогда не подводил своих коллег — корреспондентов.

Он до сих пор время от времени видит в газете свои фотографии, хотя уже не работает в редакции. Фотограф ушел, архив своих фотографий безвозмездно оставил в редакции, прощальный подарок коллегам. Никандрович — истинный пример фотокорреспондента, настоящего мастера. Никогда не снимал в загсах и гнушался всякой коммерческой работы, вроде свадеб и дней рождения. Просто не любил мертвые кадры, постановочные, лишенные динамики жизни. А еще не любил, да и не умел продавать свою работу.

На вопрос как бы он прожил свою жизнь, вернись он сейчас в самое начало, — отвечает, что не знает, приехал бы в Кызыл или нет, но фотографом был бы точно. Фотография для него никогда не была просто работой, это его призвание. О редакции газеты «Тувинская правда» говорит с большим теплом. «Атмосфера в коллективе была замечательная, — вспоминает фотограф. В те годы «Тувинская правда» считалась кузницей кадров России, в ней работали талантливые корреспонденты. Многие сотрудники были приглашены в крупнейшие российские издания, в частности, в газеты: «Известия», «Правда», «Сельская жизнь» и Телеграфное агентство Советского Союза.

Владимира Савиных знает и любит, кажется, каждый человек в республике. Человек в буквальном смысле, стоявший у истоков фотожурналистики в Туве в советский период не видит в этом абсолютно ничего, стоящего внимания. Профессионализм, трудолюбие, талант и скромность, так можно охарактеризовать этого человека, сделавшего так много для республики, ставшей ему родной, оставившего для истории важнейшие моменты жизни людей Советской Тувы.

По  материалам книги "Черно-белая Тува".

Фото из архива "Тувинской правды"