Тувинская правда 12+

Сегодня орденоносный Пий-Хемский район отмечает 90-летие со дня основания

24 сентября 2022
202

Это – даже немного забавно. Здесь – захоронения скифов, почти трехтысячелетней давности, Туран основан в 1885 году, а кожууну – 90 лет. Тувинская поговорка гласит: У птицы - гнездо, у человека – родина. Пийхемцам есть чем гордиться. Их родина, действительно уникальный район.

Уш-Кожээ

Самые известные исторические памятники Пий-Хема, конечно, курганы, Долина Царей. И о них можно писать вечно. Не только газетняе статьи, но и диссертации, книги, пьесы. Какие-то уже написана, но потом их будет еще больше.

А здесь же, неподалеку от Сесерлика есть чудесное местечко – Уш-Кожээ. Три каменных изваяния скифского времени. Время их не пощадило, нет ни лиц, ни даже четко очерченных фигур. Но они упорно и уверенно стоят, они не сдаются.

Геродот, еще в пятом веке до нашей эры, описывая скифов, говорил, что те считают своим прародителем Таргитая, у которого было три сына Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От этих трех сыновей и пошли все племена скифов. От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков, остались воспоминания и в русских былинах — рассказы о богатыре Тархе Тарховиче.

И вот, в Пий-Хемском кожууне видим Уш-Кожээ, три памятника, примерно одинакового размера. Может быть, это могильные плиты трех героев-богатырей, совершивших подвиг, а может быть и трех братьев, родоначальников скифов. Доказать это невозможно. Но и опровергнуть тоже. И это здорово.

Кто-то может возразить, что эти памятники кому бы то ни было, ставили еще до того, как появился Пий-Хемский кожуун. Конечно. Но они ведь и сейчас стоят.

Туран

Туранцами («туры с быстрыми конями» три тысячи лет назад называли кочевников – представителей племен с укладом кочевого отгонного скотоводства. В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парфян, эфталитов, тюркютов, карлуков и другие кочевые народы. Термин обозначал практически всю Центральную Азию. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.

Страну туров греки (и вслед за ними европейцы) называли Скифией, а иранцы - Тураном. Может, это и совпадение, но Долина Царей – совсем рядом.

Опять уехали далеко в историю? Возвращаемся к современности. И спокойно признаем, что «туран» это еще и название своего рода «бинокля» для того, чтобы рассматривать отдаленные предметы. Наверное, с этого места раньше был хороший обзор. Или кто-то потерял здесь свой «туран». Абсолютно точно мы уже никогда не узнаем, как появилось название города. Есть версия, что «туран» мог означать «убежище», «крепость», «укрепленное жилище». Никаких крепостей поблизости нет, но, кто знает, может и были. Просто их пока не нашли.

Все - первое

А еще – в Туране была основана первая в Туве школа современного типа. Не при хурээ и не церковно-приходская, а обычная, с учениками и учителями, с партами и тетрадками. Она и сейчас в Туране №1, а когда-то была №1 для всей Тувы.

В Туране памятников гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь почти все здания первой школы – своего рода памятники истории. Не все хорошо сохранились, да и не было раньше такой цели – сохранять памятники первых организаций, но они есть.

Как и здание, в котором была первая редакция первых СМИ Тувинской Народной Республики. Если походить по исторической части Турана – много чего первого можно найти. А если еще и подремонтировать, подкрасить… В Шушенском целую деревню-музей сделали. Может и мы когда-нибудь решимся.

Вот просто-таки чувствую, что кто-то захочет сказать, что первая школа в Туране открылась 9 ноября 1908 года, и Пий-Хемского кожууна еще не было. Конечно. Но ведь школа №1 в Туране и сейчас есть.

Да и сам Туран был основан в 1885 году. Задолго до того, как официально создали Пий-Хем. Но попробуйте что-то рассказать о кожууне, не упомянув райцентра. Не получится ведь.

Кстати, здесь же и уникальное для Тувы место – источник. Не надо смеяться, источников в Туве много, их почитают, проводят обряды, родовые праздники. Есть и разные целебные источники-аржааны. Но вот здесь, рядом с Тураном, первый источник, освященный православными священнослужителями, святой родник.

Памятники Турана

Очень хочется еще раз вернуться к старым домам. Их, конечно, пока не признали памятниками культуры. А если на начнут, – трудно будет разобраться. Вот, например, Храм святого Иннокентия, возведенный в 1911 году. Сейчас его «основа» - школьная столовая. Или столовая, это там, где были конюшни?

В общем, дома меняли специализацию, порой «переезжали». Одно историческое здание «раздвоилось»: нижняя часть осталась на фундаменте, из материалов второго этажа построили отдельное здание на другой улице.

Храм святого Иннокентия построили новый. А недавно еще один, вместо обветшалого предыдущего. В общем – все сложно.

Но, по крайней мере один образец старого купеческого дома можно увидеть во всей красе – в нем находится музей имени Сафьяновых. Конечно, это сейчас филиал Национального музея, но какая разница, если там можно ходить и рассматривать разные предметы. По величине это – второй музей в Туве.

И рядом с ним уже настоящие памятники – обелиск героям гражданской войны и памятник Иннокентию Сафьянову. Точная копия того, что стоит в Кызыле. Обелиск недавно обновили, покрыли плиткой. Конечно, исчезло очарование старого памятника. Но тот уж очень обветшал.

Памятник Ленину держится крепко. Местная партийная организация следит за ним. С памятником фронтовикам бывают проблемы: то плитка отколется, то еще что-нибудь. Но все восстанавливают быстро.

На территории ДК – стела с изображением Марка Оюна. Казалось бы – невелик памятник. Но он – особенный. Центр досуга и культуры назвали именем Марка Оюна, который был в те годы еще жив-здоров. И продолжал работать в этом самом Центре – бывшем Доме культуры «Колос». Такое редко бывает. Вот разве что в Кызыле тоже был похожий случай, когда Сергей Кузьмич Кочетов жил на улице своего имени. Но он – участник Первой мировой, Гражданской войн, устанавливал Советскую власть в Урянхайском крае, участник Великой Отечественной войны.

Пий-Хем – это Тува

Вообще-то его называют воротами в Туву. Здесь проходил Усинский тракт, а сейчас федеральная трасса.

Но у нас ведь все сложно. Все завязано в один единый узел. Вот тот же Марк Оюн, залуженный работник культуры Тувы, родился, как он сам говорил «в горах, десятого декабря, в самые жгучие морозы, в местечке Кара-Суг, недалеко от нынешнего поселка Чалкежик». То есть в Чеди-Холе.

Гордость всей Тувы балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, мама Надежды Рушевой, родилась здесь, в Пий-Хеме, как раз неподалеку от местечка «Уш-Кожээ», это ее родовые земли. То есть и на Надю Рушеву у пийхемцев «больше прав», чем у нас всех. Но мы ее считаем нашей, общей.

История Народной Революционной партии, которая сыграла большую роль в становлении ТНР тоже началась в Пий-Хеме. Одна из групп-ячеек появилась в Уюке. В марте 1921 года в Туране прошло совещание, на котором присутствовали предстатели всех кожжунов Тувы. На нем было провозглашено создание тувинской народной революционной партии (ТНРП).

И первые ростки библиотечного дела в Туве появились здесь: священник Владимир Юневич открыл 20 сентября 1915 года в доме Анисьи Ширниной «Туранскую народную бесплатную библиотеку-читальню». Кстати, и первые медицинские учреждения в Туве тоже появились именно в Пий-Хеме.

Ну, вот такой кожжун. Ворота в Туву. 90 лет? Да неужели? Административные деления можно менять по мере надобности, но земля эта – уникальная и вечная. Другой такой нет. С праздником, Пий-Хем!

Ирина КАЧАН

Редакция «ТП»