Петр Александрович Морозов родился 24 сентября 1950 года в селе Богдановка Урицкого района Орловской области младшим в семье. Отец, Александр Сергеевич, родом из Орловской области, а мама, Екатерина Андреевна, – из Сибири, города Уяр Красноярского края. В 1967 году после окончания школы №2 города Уяр Красноярского края П. А. Морозов поступил на физико-математический факультет Кызыльского пединститута, окончил его в 1972 году по специальности «физика и математика».
На работу его направили еще до окончания учебы в институте, в числе лучших студентов. С 1969 года он работал учителем физики средней школы села Целинное Тувинской АССР. Молодого педагога сразу полюбили и дети, и учителя, и родители. В селе знали его все жители. Петр Александрович вспоминал, как жители не хотели отпускать молодого Башкы, просили вернуться, когда после окончания института его назначили директором Балгазынской средней школы.
В 1973 году он назначен директором Балгазынской средней школы Тандинского района Тувинской АССР, и в 23 года стал самым молодым директором в республике.
Первым важным испытанием для молодого директора было строительство нового здания школы. Петр Александрович проявил себя как талантливый организатор и хозяйственник. К работе он подключил общественность и родительский комитет, лично проводил субботники, воскресники. В результате активной деятельности молодого директора в строительстве здания участвовало все село.
Петр Александрович пользовался авторитетом среди коллег и сельчан, о нем уже тогда отзывались как о человеке слова и дела. На общее родительское собрание приходило столько народу, что еле вмещались в сельском клубе.
Петр Александрович проработал директором всего два года, но именно при нем о школе заговорили: созданное им школьное лесничество долгие годы занимало и продолжает занимать призовые места в конкурсах общероссийского масштаба. Школа стала лучшей в республике.
Так началась служебная карьера П.А. Морозова. Активного молодого человека переводят на комсомольскую работу. С 1975 по 1977 год он назначается первым секретарем Тандинского райкома комсомола. Для молодежи района он стал примером.
В 1977 году был призван в ряды Советской Армии. После службы с 1978 года работал заведующим Тандинским районным отделом народного образования. К этому времени в Туве завершился переход к обязательному среднему образованию. Это была трудная задача, стоял вопрос о снабжении необходимой учебно-методической литературой, вопрос о квалифицированных кадрах. И все это легло на плечи молодого заведующего РОНО. Петр Александрович отличался серьезностью, основательностью в решении любых проблем, был в курсе удач и неудач выпускников школ, знал о возможностях каждого учителя. За период работы П.А.Морозова на этом посту в школах района заметно повысилась успеваемость учащихся, возросла роль вечерних и заочных школ в селах.
С 1982 по 1991 годы Петр Александрович по приглашению министра просвещения Тувинской АССР Николая Салчаковича Конгара работал сначала на посту заместителя министра просвещения АССР, а затем – первого заместителя министра, отвечал за широкий круг вопросов. В течение десяти лет занимал ответственную общественную должность председателя Тувинского отделения Всесоюзного детского фонда. Особой заботой его были дети с особенностями в здоровье.
С 1992 по 2000 год он возглавлял Республиканскую психолого-медико-педагогическую консультацию. Несмотря на то, что коррекционная педагогика была молодой наукой, благодаря организаторским способностям Петра Александровича и его большой заинтересованности как специалиста это направление в республике развивалось очень быстро. За короткий срок в районах была создана развитая сеть консультаций и комиссий. Его опыт изучали специалисты из других регионов. В 2000 году по образцу тувинской коррекционной службы создавался центр диагностики и коррекции в Хакасии.
С 2001 года П.А. Морозов – министр общего и профессионального образования Республики Тыва. На должность министра Петр Александрович был назначен в тяжелый период социального напряжения.
Петр Александрович не стал торопиться с переделкой уже построенной модели министерства: в течение года приглядывался, изучал, анализировал. Несмотря на то, что перемены происходили по всей стране и во всех направлениях, к нововведениям подходил вдумчиво и осторожно.
За годы его работы в должности министра образования в республике значительно возрос профессиональный уровень педагогов, улучшилось качество образования, возросло число образовательных достижений школ, в том числе сельских, все школы республики были обеспечены компьютерами и современной цифровой техникой.
Будучи министром образования, он объехал все школы и сады, был в самых отдаленных селах и деревнях, знал хорошо всех работников школ и садов – от педагогов до кочегаров. В одном из интервью он признавался: «Во время работы в министерстве я по-настоящему узнал Туву. Познал тувинскую гостеприимность, кухню, узнал, каково спать в юрте с поднятым пологом, когда пахнет разнотравьем. Сейчас я уверен, что приехав в любую её точку, найду теплый кров. Тува стала для меня второй Родиной».
Главное качество Петра Александровича Морозова – обостренное чувство ответственности перед учителями, перед родителями, перед детьми, перед обществом. Он был и остается примером высокого профессионализма. Нет вопроса в образовании, в котором бы он не разбирался.
Петр Александрович Морозов – Народный учитель Республики Тыва и Заслуженный работник образования Республики Тыва, награжден орденом Республики Тыва, медалью «За доблестный труд» (2001 г.), юбилейной Почетной грамотой Министерства образования РФ (2003г.), юбилейной медалью Республики Тыва (2004 г.). Ему присвоены звания «Почетный гражданин города Кызыла» и «Отличник народного просвещения РФ» (1988 г.).
ИА «ТуваМедиаГрупп» www.tmgnews.ru
СЕГОДНЯ 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА МОРОЗОВА
24 сентября 2020
69