Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сдвиг влево – на два года

Выбор редакции
17 октября 2022
52

В производстве явление «сдвига влево», скорее, исключение, чем правило. Означает оно опережение графика работ, когда планы и средства дня завтрашнего реализуются и осваиваются уже сегодня. В реконструкции и строительстве дорог этот самый сдвиг «из будущего в сейчас» составляет два года. С началом следующего строительного сезона дорожники республики приступят к задачам 2024 года. Вот как это комментирует министр дорожно-транспортного комплекса Тувы Шораан Чыргал-оол.

– Дорожники республики работают с значительным опережением графика. Высокие темпы позволили досрочно выполнить текущий план и постепенно «перетянуть в сегодня» объемы и средства последующего периода. Так называемый «сдвиг влево» составляет около двух лет. Отрадно, что федеральный центр идет нам навстречу и осуществляет передвижку финансовых средств. Сейчас мы завершаем сезон и начинаем готовиться к реализации мероприятий 2024 года. Это стало возможным прежде всего благодаря инициативности Главы Тувы Владислава Ховалыга на федеральном уровне и его мощной поддержке дорожно-транспортного комплекса республики. Без ущерба для качества будем наращивать темпы и дальше.

– Сколько средств вкладывается в дороги?

– С 2019 года в Туве реализуется приоритетный проект «Безопасные качественные дороги». Большой объем работ проведен на территории Кызылской городской агломерации, включающей Кызыл, пгт. Каа-Хем, районы левобережных дач, Правый берег, Вавилинский затон, п. Сукпак. С начала реализации нацпроекта в реконструкцию и строительство дорожной сети столичной агломерации, включая Коммунальный мост, вложено 3,1 млрд. рублей.

В 2022 году на территории республики в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» приводятся в нормативное состояние 30,4 километра автомобильных дорог общего пользования, регионального и местного значения. В целом на обновление дорог направят 1,7 млрд. рублей. На эти средства планируется построить, отремонтировать и обустроить необходимой инфраструктурой более 70 километров автомобильных путей. В Миндортрансе Тувы отмечают, что экономическая ситуация в стране не повлияла на планы дорожников, потому что большинство стройматериалов, которые они используют, российского производства.

– Какова расстановка акцентов в работе?

– В приоритетном порядке ремонтировали дороги с наибольшей интенсивностью движения и связывающие жилые кварталы с социально значимыми учреждениями: больницами, школами, детсадами, объектами жизнеобеспечения. Так, одними из первых были отремонтированы Коммунальный мост и дорога на левобережные дачи. На территории столицы республики за прошедшие четыре года наши дорожники провели большой объем работы. В числе обновленных, расширенных и оборудованных в соответствии с современными требованиями – десятки улиц.

Параллельно ведется работа по перенаправлению транспортных потоков. Как положительный опыт отмечу реконструкцию улицы Титова с продолжением до улицы Калинина, что значительно разгрузило движение в центре, а также обустройство дорожной сети на Бай-Хаакской, Иркутской и 70-летия Победы.

Здорово, что в свое время была расширена магистраль Шахтерская, верхняя трасса. Сейчас прорабатываем параллельное направление по Колхозной, так называемой нижней трассе. Есть запрос общества, который был отражен в послании Главы Тувы. Необходимо продолжить ее расширение, начиная от Своротка. По опыту улицы Титова развиваем и перпендикулярные направления. Качественные дороги, как на Кузнецова, Пушкина сегодня Кызылу очень нужны.

Высокая готовность к эксплуатации фиксируется на участках дорог в черте Кызылской агломерации, реализация которых началась в прошлом году. Так, 100-процентную готовность имеют участки дороги на улицах Университетская, Буренская, Ооржака Лопсанчапа (9 школа), Звездная (первый и второй этап), 90-летия ТАР (от ИК-1 до КПП 55 бригады), а также на дорогах, к обновлению которых приступили в этом сезоне – по улицам Степана Сарыг-оола и Оюна Курседи.

– В эти дни дорожно-строительные работы продолжаются?

– Мы уже пришли к тому, что основной объем завершается в июне – подрядным организациям нужно подготовиться к следующему году, накопить инертные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Но если позволяют возможности и погода, всегда стараемся сделать задел на будущее. Да, иногда работы идут и в октябре, так было в прошлом году в районе студгородка в Кызыле. Если материалы, средства есть, погода хорошая, зачем ждать? Возможно, какой-то объем будет выполнен и в эти октябрьские дни, и это тоже пойдет из «будущего» в актив дня сегодняшнего.

– Смежные организации, муниципалитеты успевают?

– Конечно, объем очень большой, но и мы, и муниципалитеты, особенно Кызыл и Кызылский район, уже привыкли к такому темпу. Ход работ в регионах абсолютно прозрачен, по специальной оперативной системе контроль осуществляют президент, председатель правительства, министр транспорта, курирующий зампред правительства России. По итогам еженедельного мониторинга проводится анализ, обязательная отчетность.

– Что мешает работе?

– Отмечу обустройство дорожной инфраструктуры на пяти километрах дорог на Вавилинском затоне. К сожалению, планировка в этом районе не соответствует современным требованиям дорожного строительства. Из-за узких улиц, хаотичного расположения электроопор очень сложно, местами невозможно обустроить пешеходные дорожки, ограждения – просто нет места. Для жителей это очень неудобно, хотелось бы, чтобы в дальнейшем при планировке застройки это учитывалось.

– Каковы планы на следующий год?

– Крупный проект следующего года – это реконструкция улицы Колхозная, рассчитанная на два года. Начнем со Своротка и дальше расширим около двух километров до школы №12. Сейчас готовим аукционную документацию для заключения контракта. Есть также проект по строительству канатной дороги к статуе Будды на горе Хавырга, здесь мы пока прорабатываем источник финансирования.

– Как продвигается совершенствование транспортной системы Кызыла?

– Реконструкция транспортной системы, перенаправление пассажиропотока будет реализовано в четыре этапа. Учитывая большую протяженность маршрутов, которая увеличивает затраты перевозчиков, перегруженность центрального направления будем постепенно перераспределять движение городского транспорта на улицы Ленина и Рабочая. «Водоканал» разработал проект по реконструкции своих инженерных сетей, планируем приступить к работе после ее завершения. Начать можно с улицы Ленина, благо там уже есть парковки и машины не загораживают проезжую часть.

– Горожане заметили появление нового маршрута…

– Да, с 10 октября запущен новый транзитный маршрут №105Т из дальнего Каа-Хема до аэропорта. Эта неделя показала, что пассажиропоток в данном направлении нестабилен, будем искать варианты более практичного использования маршрута. К примеру, в часы пик автобусы могут ездить по верхней трассе из Каа-Хема до аэропорта, в промежутках между ними – через центр Кызыла. Это как один из вариантов.

– Как обстоят дела с пассажироперевозками в районах?

– По межмуниципальным перевозкам запускаем рейс Кызыл – Ак-Довурак – Кызыл. Будут ездить новые комфортабельные автобусы вместимостью 39 мест, приобретенные по поручению Главы Тувы. Маршрут начнет курсировать с 16 октября 2022 года. Опыт показал, что с попутной высадкой, посадкой пассажиров рейс в один конец занимает пять-шесть часов. В современных условиях это, конечно, неприемлемо, нужно задействовать отдельные маршруты. Сейчас готовим регулярный личный состав «Туваавтотранса», в плане нормативов предприятие готово. Задача - наладить межмуниципальное транспортное сообщение в западном, южном направлениях. Это тоже поэтапная работа, коррективы в которую будут вноситься исходя из соображений целесообразности.

– Ваши пожелания коллегам-дорожникам?

– От имени коллектива министерства и от себя лично сердечно поздравляю работников дорожной сферы с профессиональным праздником! Уверен, что желание и умение осваивать новые технологии, созидать помогут нам справиться с любыми задачами и со временем дорожная сеть Тувы будет расти и улучшаться и в городах, и в селах. Желаю всем работникам отрасли дальнейших профессиональных успехов во благо родной республики, реализации намеченных планов, доброго здоровья, счастья и благополучия.

Интервью вел Маадыр САНДАН

"Тувинская правда № 78 от 15 октября 2022 года.