Но гораздо больше счастье зависит от выбранной профессии. Если с напряжением ждешь конца рабочего дня, конца рабочей недели, если считаешь дни до отпуска, то тут можно сказать абсолютно точно – не ту профессию выбрал. Сейчас очередная партия выпускников покинет школу. Но далеко не все хоть примерно уже определились с будущей специальностью.
Родители переживают больше
Маленькие дети часто хотят быть воспитателями, врачами. Потом – учителями и опять же – врачами. То есть, берут пример с тех взрослых, с которыми чаще встречаются. Они еще ничего не знают о разнообразии профессий.
Конечно, они знают, кем работают их родители, но поскольку трудовые династии не так уж и часты, то можно предположить, что и родители их в свое время выбрали не ту профессию. А вот если папа или мама полностью увлечены своим делом, если им самим интересно, то есть вероятность, что ребенок тоже захочет продолжить семейные традиции.
Трудно ожидать большой ответственности и самого серьезного анализа выбора будущей профессии от учеников. Они пока просто рады покинуть школьные стены. Они пока рады что получат возможность уехать учиться, жить в общежитии со сверстниками. Весело ведь!
А родители уже знают, каково это – нелюбимая работа. Они больше переживают за выбор своих детей. Они понимают, что дело, которым будешь заниматься всю жизнь, должно приносить удовольствие. Или не все понимают? Считают, что важнее большая зарплата?
Сейчас Общероссийский народный фронт запустил цикл профориентационных встреч для старшеклассников в рамках проекта ОНФ «Профстажировки». И эксперты ОНФ стараются в своих рассказах о профессиях объединить оба аспекта: показать какие профессии могу быть очень интересными, и в то же время – хорошо оплачиваемыми.
О чем говорили и о чем не говорили эксперты
Радужные установки, которые давали на занятия по профориентации, наверное, сможет вспомнить любой человек. Это ведь, по сути, реклама профессии.
Школьники Турана и Тээли услышали интересный и даже захватывающий рассказ о ребятах из Тувы, которые смогли достичь высот в области новых технологий. Они успешны и богаты, в месяц зарабатывают по 150-200 тысяч рублей. Конечно, это – чрезвычайно привлекательно: работать можно удаленно, а жить – где угодно, хоть в Москве, хоть в Санкт-Петербурге.
Например, iOS-разработчик Али Кужугет, которого мы все знаем, как создателя тувинского раздела википедии. Али сейчас путешествует по США и одновременно удаленно работает. Согласитесь – шикарный формат работы, очень заманчивый, к тому же убедительно свидетельствует о том, что любой может «войти в айти».
А вот чего не рассказали, так это что Али Кужугет действительно много работает, и не всегда за деньги. В википедии он работал только за идею. А работа была огромной. И еще не рассказали, что Али – он один такой. Не каждый, кто пойдет служить в армию, станет министром обороны.
В кадрах на интерактивной доске школьники увидели нескольких девушек из Тувы, которые тоже многого добились. И вообще, принято считать, что заработок российского программиста достигает 220 000 рублей в месяц, а за границей сумма достигает 500 000 рублей. Но до этого еще надо дорасти. Заработки популярных певцов и артистов тоже очень велики, а зарплаты, например, артистов и музыкантов тувинского театра или филармонии… ну, не достигают таких размеров.
Начинать придется с малого и много работать, чтобы зарекомендовать себя успешным специалистом.
Есть одна очень интересная профессия, из недавно появившихся - специалист по анализу больших данных (Big Data Analyst). Специалист занимается анализом огромных массивов неструктурированной информации – чтобы выявить неочевидные на первый взгляд связи. На основе анализа, который может проводиться в любой сфере человеческой деятельности, создают новые вещества, технологии, выявляют модели поведения. Это реально очень интересно. Но зарплату в разных местах указывают разную – от 50 000 до 310 000 рублей. Хотя работа будет практически идентичная.
«Продавец»
В сфере маркетинга есть огромное количество профессий, Некоторые названия могут серьезно озадачить далекого от сферы продаж человека. Например, таргетолог. Или контент-маркетолог. Или IT-евангелист. А еще есть трафик-менеджер, трейд-маркетолог, тренд-вотчер (Trend-watcher), форсайтер. Все эти термины, как и многие другие – названия отельных специальностей, которые сейчас очень востребованы. По крайней мере так сказал Аяс Монге, председатель Торгово-промышленной палаты РТ, он-то знает, что это такое.
Мы чаще всего имеем дело только с продавцами. Впрочем, и просто продавцов уже тоже нет. Есть консультанты, менеджеры и т.д.
Аяс Монге утверждает, что в этой сфере, обладая хорошей квалификацией, можно неплохо зарабатывать. Впрочем, в любой отрасли хороший заработок не падает с неба. Везде нужно быть готовым к большой работе. К тому же, для успешной работы в сфере продаж нужна еще и высокая покупательная способность населения.
Почему-то в школах на занятиях по профориентации всегда говорят о том, что перед выпускниками все двери открыты. И никогда не говорят о том, с какими трудностями придется встретиться.
А встретиться придется. Потому что ребят часто нацеливают на новые перспективные профессии, которые могут оказаться невостребованными в Туве. Но тут появляется парадокс совсем другой темы. Аяс Монге на встрече с школьниками, сказал, что хороших специалистов не хватает, не хватает почти всех: маркетологов, логистов, менеджеров по продажам и многих других. Поэтому предприниматели часто обращаются к услугам специалистов из других регионов, а те порой работают удаленно, что не всегда удобно.
Бизнес в Туве развивается, может, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Но недостаточно быстрое развитие тоже связано с нехваткой кадров. Сельское хозяйство, промышленность, строительство – любые отрасли, нуждаются не только в рабочих, но и в грамотных управленцах, которых, увы, не хватает.
Кадровый голод и безработица
То, что у нас кадровый голод почти во всех отраслях, уже стало притчей во языцех. И при этом – безработица. Вот только не надо думать, что люди не хотят работать. Прийти на биржу труда легко, а вот найти там работу, соответствующую квалификации – трудно.
Переизбыток специалистов одной профессии и недостаток другой – это уже несогласованная работа наших министерств и ведомств.
А те организации, которые жалуются на кадровый голод, часто сами не выставляют вакансии в открытом доступе.
Про IT-сферу школьникам в Туране рассказывал Аяс Бартан, который имеет огромный опыт работы с информационными технологиями. Аяс Бартан - начальник управления информационной безопасности Администрации Главы Тувы и Аппарата Правительства Республики Тыва. Он перечислили самые востребованные IT-профессии, назвал престижные технические вузы России. То есть, он сказал конкретно, что Тува нуждается в IT специалистах. Но тут же сообщество «Digital Tuva», которое создали молодые ребята из Тувы, ставшие востребованными в этой области, рассказали, насколько успешным было их продвижение на всероссийском и международном рынке.
Ну, предположим, ситуация в этой области не столь широко известна. Но вот насчет врачей, наверное, знают все. Знают, насколько нуждается республика в узких специалистах (порой, на собственном примере) и знают, как много врачей и даже среднего медперсонала сейчас работают за Саянами.
Может быть, Туве не хватает еще и менеджеров, которые могли бы грамотно работать с кадрами?
Где родился там и…
Там и вовсе не обязательно работать. Сейчас многие люди говорят о том, что мол по разным причинам специалисты покидают Туву, и надо все сделать, чтобы вернуть их обратно. Ну, в таком случае, может вернем домой самого знаменитого земляка – Сергея Кужугетовича? Пусть найдёт себе работу в Чадане?
Миграция – это нормально. Не думаю, что жители Ивановской области переживают, что выпускники их школ едут работать во Владимирскую, например. Каждый человек имеет право выбрать себе место проживания.
Вот гораздо печальнее то, что Туве порой действительно не хватает разного рода специалистов, хоть своих, хоть приезжих. Конечно, тому тоже есть причины. В Тээли школьники не спрашивали об инвестициях, а в Туране спросили. Спросили, правда ли то, что инвестиции в Туве не выгодны. Школьники ведь не в космосе живут, а в реальных условиях, они все видят. Аяс Монге, конечно, рассказал о выгодах вложения в малый бизнес, но в целом все мы знаем, насколько трудно искать серьезных инвесторов, готовых вложиться в Туву, в экономику Тувы.
Инвесторы ведь размещают капитал с целью последующего получения прибыли. Если перспективы прибыли не видят, вкладываться не будут. Ну и тут очередной замкнутый круг: пока нет хороших своих специалистов, не будет перспективы развития, не будет вложений. А если вложений не будет – не будет и развития, и специалисты будут находить приложение своим силам в других городах и регионах…
Конечно, школьникам всего этого не расскажешь. Но все-таки, каждый хочет овладеть такой профессией, которая позволяла бы достойно жить. Вот без всех этих парадоксов и взглядов с разных сторон. Школьники этой весной уже покинут свой «второй дом» и отправятся… куда отправятся? Как они распорядятся свой судьбой? Эксперты ОНФ предложили им свое видение проблемы, рассказали, что уже востребовано в Туве, и что будет необходимо в ближайшем будущем.
Но может быть, в принятии решения выпускникам надо отталкиваться только от того, к чему у них есть склонность? Тот, кто занимается любимым делом, тот в любом случае добьется успеха. Есть очень простой тест. Вот если бы у вас сейчас оказался в руках миллион долларов, если бы вы стали финансово обеспеченными, кем бы вы стали работать? Стали бы вы работать с детьми, или шить игрушки, или разводить лошадей, или играть на скрипке, или тренировать хоккеистов? Вот такой выбор, наверное, и будет самым верным.
Марина ДМИТРИЕВА
"Тувинская правда" №14 от 17 апреля 2021 года.