Тувинская правда 12+

Саяны в Театре кукол

1 сентября 2023
69


Несколько важных событий в Театре кукол связано с Саянами и Саянами. В смысле с горами и людьми, которых зовут Саянами. Так уж получилось. Готовится премьера спектакля о мальчике Саяне, который ищет тувинский язык. И в театре сейчас работает супружеская пара из Якутии, а их ребенка зовут тоже Саяном.

Из Якутии с любовью

Этим летом творческий коллектив Театра кукол пополнился двумя сотрудниками: приехали супруги из Якутии: жена – актриса и муж – художник-декоратор. Они уже активно работают над будущей премьерой.

Алена Абрамова – актриса, родом из села Улахан-Ан («Большая дверь») Хангаласского района. Валерий Стручков – из Тёхтюра Мегино-Ханаласского района. Впрочем, последние много лет они жили – учились и работали – в Якутске.

Там же и познакомились. После школы Алена поступила в музыкальный колледж, а Валерий – в художественный колледж. Учебные заведения были рядом, и все студенты жили в одном общежитии.

После колледжа Алена поступила в Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) – базовый и единственный региональный вуз России, в котором готовят кадры в области культуры и искусств для самого большого региона России – Северо-Востока арктической зоны.

АГИКИ – очень интересный институт, это один из лидеров в подготовке творческих кадров малочисленных народов Арктики. Впрочем, новых сотрудников тувинского Театра кукол это не касается, они оба якуты.

Пока жена продолжала учебу, Валерий Стручков уже начал работать в разных ювелирных компаниях. Работал по серебру, восстанавливал и реконструировал древние якутские украшения. Потом стал театральным художником.

Все знают, что художники народ немногословный, поэтому дальше будем беседовать в основном с Аленой Абрамовой.

Если артисты и художники переберутся, например, из, допустим, псковского театра в тверской или смоленский – это никого не удивит. Но вот из одного национального региона – в другой, это уже странно. Тут ведь не только природа и климат другие, но и язык другой. Они хорошо владеют русским языком, могли бы поехать, допустим, в Красноярск или Новосибирск…

Потому что – Саяны

Сына Алены и Валерия, кстати, зовут Саяном. И это – не якутское имя. Там мальчиков так не называют. Саяны – это как раз наши горы. А может, и мужское имя.

Алена говорит, что еще в детстве была очарована Тувой. Когда училась в колледже и вузе смотрела фильмы и спектакли: тувинские, о Туве, с участием тувинских артистов…

Сейчас, когда сюда приехала, ей кажется, что всегда здесь была, что так и надо – жить именно здесь. Ее знакомые шутят, что может быть причина тому – реинкарнация. Да кто знает! Может и так. Якуты, правда, в большинстве своем не буддисты, они – христиане и язычники. Так же, как и у нас с большим уважением относятся к шаманам. А реинкарнация – это все-таки буддизм.

Алена Абрамова сказала, что когда они переехали за Саяны (к нам) ей даже дышать стало легче, легче жить, постоянно приподнятое состояние. Когда назвала ребенка Саяном, она еще не думала, что переедет сюда. Однако же так получилось. И мальчик с редким в Якутии именем, в Туве стал абсолютно своим.

А еще Тува влюбила Алену в себя горловым пением. Сначала просто восхищалась, потом стала учиться. Сейчас уже неплохо исполняет хоомей. Валерий, глядя на жену тоже увлекся Тувой. В общем, они подумали, подумали, да и решили ехать.

А почему – Театр кукол?

На этот вопрос ответить вообще легко. Потому что из «обычных» театров у нас только Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. А она может говорить (и играть) на якутском и на русском языках. И опыт работы с куклами у нее уже есть.

И что, вот так приехала в театр и сказала – возьмите меня на работу? Нет, конечно. Сначала созванивалась, переписывалась с директором театра Саяном (еще один Саян! Прямо «саянская история» получается) Монгушем. Потом прошла собеседование.

И директора, и главного режиссера – Айдыса Чадамбу – больше всего поразила своим горловым пением и умением подражать голосам животных. По их словам, они даже подпрыгнули, услышав совершено натуральные звуки лошадиного ржания.

За эти таланы ее сразу включили в группу актеров, которая сейчас готовит премьеру спектакля о том, как мальчик Саян искал тувинский язык. Саян Монгуш сказал, что хотел бы изменить имя главного героя будущего спектакля, но драматург (Эдуард Мижит) прямо на тексте пьесы написал, что имя главного героя менять нельзя.

Ищем тувинский язык вместе

Мальчик Саян (не сын якутских театральных работников, а герой пьесы) живет в Кызыле. Умный малыш хорошо учится, отлично владеет новыми гаджетами. И он говорит только на русском языке. Потом ему говорят, что надо бы знать и тувинский.

Но он сам хочет найти себе свой язык. По ходу пьесы он будет (с помощью планшета и спецэффектов) попадать в разные страны: в Индию, Японию и т.д. И «примерять» языки. Вот осенью и увидим, как он определился.

Алена Абрамова пока будет не кукловодом, она – звуковое оформление, будет играть на хомусе, имитировать разные голоса, пение. Танцевать будет. Что-то говорили о хоомее в японском стиле… Трудно представить это себе. Впрочем, до премьеры недалеко. Хотя открытие театрального сезона произойдет на гастролях, в Бурятии. Бурятскому зрителю наши артисты покажут «Вечно живущую» (о Наде Рушевой), «Рики-Тики-Тави» и уже легендарный спектакль «Белек». Когда наш театр зовут в Бурятию, в Якутию и другие регионы, всегда сразу говорят о том, что надо привезти «легендарный «Белек»».

Валерий Стручков, кстати, тоже занят в новом спектакле. Он готовит декорации, но главное – саму куклу «Саяна». Ноги и руки уже готовы. Но подавим в себе соблазн посмотреть то, что сейчас уже есть. Лучше вскоре увидеть готовую куклу.

Скульпторы

И все-таки, как же якутские театралы здесь устроились? Саян Монгуш говорит, что, когда они будут снимать квартиру, администрация театра будет им доплачивать шесть тысяч. Немного, но все же. А пока они живут на квартире у своих друзей.

Ну а друзья откуда же? Они же только что приехали?

А вот тут открывается еще один секрет. Друзей в Туве у супругов, увлеченных Тувой, много. Валерий часто участвовал в конкурсах ледяных скульптур. А на эти конкурсы съезжаются скульпторы из разных регионов России. Ну и так получилось, что он сблизился именно с тувинскими творцами ледяных чудес.

В общем – это был еще один повод ехать в Туву. И, как кажется, у наших мастеров на традиционном конкурсе ледяных скульптур появился сильный соперник.

Если Алена приехала в Туву «как домой», то для Валерия пока это – интересный эксперимент. Возможность увидеть и узнать что-то новое, возможность экспериментировать и познавать себя. И вообще открыть новые возможности.

Саяну, их сыну, сейчас шесть лет. Он успеет «акклиматизироваться» и через год пойдет в школу.

Пугаем!

Чем можно попугать приезжих из других регионов? Во-первых, тяжелыми и холодными утомительными зимами… Ладно, всем смешно. Ребятам из Якутии наши зимы не кажутся холодными вообще.

А если попугать копотью? Это сейчас легко дышится, а вот зимой город накроет «черная шапка» и дышать будет трудно. Но и это не пугает. По словам Алены и Валерия Якутск – тоже очень «грязный» город, зимой там тоже очень много сажи и копоти. Они к этому, собственно, уже и привыкли. Им не страшно. Пугать оказалось не чем.

Как отнеслись родители к переезду? Да спокойно – они уже взрослые, им вполне можно отправиться на поиски самих себя, в том числе в другие регионы. У Алены мамы уже, к сожалению, нет. Но она тоже бы одобрила выбор дочери. Мама была очень талантливой, она пела якутские песни, играла в самодеятельном театре. Алена – очень привлекательная девушка, но говорит, что мама была гораздо красивее, и всегда поддерживала дочь во всем, в том числе и в занятиях искусством.

Сейчас ее новой «мамой» стала вся Тува. И можно не сомневаться, что Тува поддержит Алену и будет помогать ей во всем. Кто почувствует притяжение Тувы, откликнется на ее зов, тому она всегда поможет.

Ирина Качан

Редакция «ТП»