Наши творческие коллективы рвутся на сцену. Устали от долгих коронавирусных пауз. На прошлой неделе Тувинский национальный оркестр выступил на сцене Тувинского национального театра. Программа – «Рожденный петь», посвященная 100-летию Ростислава Кенденбиля.
Подготовились основательно, предстали в «полной боевой готовности». Да и показ в Сети, это один из федеральных каналов, обязывал. Старались. И очень-очень. Чувствовался творческий настрой, желание поделиться Прекрасным с аудиторией. А в ней было много молодежи, спасибо «Пушкинской карте», огромный просветительский потенциал в действии.
Каждый в коллективе понимает: чтобы достойно выступать, надо ежедневно репетировать. Труд, только упорный труд и еще раз труд приносят значительные результаты. В чем мы и убедились. Да и гастроли в конце прошлого года в европейской части страны, за ее рубежами дают оркестрантам понимание истины, что такие поездки – своеобразный мастер-класс, напитывание знаниями на долгое творчество, в конце концов – рождение интересных идей. Всё это было на сцене в вечер встречи. Особо выделим главного дирижера Эртине Тумата, достойно держит руку на пульсе музыкантов, каждый из которых – личность. Да и сам растет как профессионал.
Программа получилась на полтора часа, на одном вдохе. Представили 22 номера. И не случайно на заднике «высвечивались» языки пламени и бесконечная Вселенная. Да, это символы истины, что музыка вечна в жизни и культуре любого народа, в данном случае – тувинцев. Истина завораживающая. Нас действительно околдовали насыщенной программой.
Большая часть ее, конечно, дань памяти Ростиславу Докур-ооловичу (1922 – 1993). Его, мягкого, тактичного, трудолюбивого, нет с нами почти 30 лет. Но произведения классика живут до сих пор, звучат в разных уголках планеты. Они – на века!
Огромное наследие оставил юбиляр. Практически 24 часа в сутки человек жил нотами, они «складывались» в самые разные опусы, палитра – насыщенная, разноплановая, многогранная. (Жаль, до сих пор полностью не изданная.) И часть ее представил коллектив. Переложения для некоторых мелодий сделала Аяна Монгуш. Запев – бессмертная «Аъдым». Действительно, «Мой конь» – верный спутник тувинца из века в век, Великая степь Тувы, просторы центра Азии, что блистательно передают и мелодия, и исполнение.
Как не вспомнить оперу «Чечен и Белекмаа» (либретто С. Сарыг-оола)? Романс главной героини представила Дамырак Монгуш, а дуэт «первых лиц» – народные артисты РТ Луиза Мортай-оол и Станислав Ириль. Супруги традиционно блистали на сцене, проникновенно и артистично подавая материал. Услышали в их исполнении еще «Магаданчыг кежээ» на слова А. Харитонова, перевод А. Лаптана. А Луиза Сентябрьовна несколько раз меняла красивые туалеты, где каждая деталь подобраны тщательно и со вкусом – яркий пример молодым, что выступление на главной сцене республики – огромная ответственность и праздник. Мелочей нет!
Тепло встретили маленькую девочку Оюу Дамдын-оол, что непосредственно пела «Койгунак» на слова Ю. Кюнзегеша. Был и авангард – это с оркестром вышла группа «Одучу», солировал Менги Монгуш в «Чылгычынын баштак ыры». Проникновенно звучала «Сылдыс» на слова С. Сурун-оола в подаче Шынара Монгуша. Ай-Хан Ооржак подготовил «Авам уну» на слова К. Калындуу, Кан-Хулер Саая – «Кады чор сен, авай» («Ты со мной, мама») на слова К. Мунзук – звучало из глубины души каждого…
Да, невозможно представить творчество классика без «Дагларым». Пронзительную мелодию на этот раз представили мастера шоора из оркестра, квартет звучал восхитительно, завораживая аудиторию Музыкой, переливавшейся и влекущей в мир звуков и шорохов, волшебный и удивительный. Подарок так подарок.
Как и другой подарок. Старались 13 мужчин из коллектива, а’капелла в разных стилях горлового пения звучали «Каттыраннап чаннап келем» («Улыбнись мне") на слова Ю. Кюнзегеша и тувинская народная песня «Имиртинде». Небольшой хор поглощал зал лавиной удивительных звуков, уникально и неповторимо! Это – эксклюзив. Можем только порадоваться за артистов. А случилось событие, значимое и яркое, благодаря инициативе Аяна Ширижика, который много лет фонтанирует идеями. Мужчины вызвали проникновенностью и мастерством подачи шквал аплодисментов.
Исполнили не только наследие юбиляра. Трогали «Агитатор», «Хоомей, сыгыт, каргыраа», «Колхозчу мен», «Чавыдак», «Эне-Сай», это «золотой фонд» оркестра. А финал – известная мелодия Ростислава Кенденбиля «Торээн Тывам» («Расцветай, Тува родная!») на слова М. Рамазановой, солисты – Станислав Ириль, Луиза Мортай-оол и Кан-Хулер Саая. Яркая точка.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН