Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Религиозные ритуалы и исторические установления системы реинкарнации живых Будд в тибетском буддизме

Читаемое
7 августа 2025
9

Как уникальная для китайского тибетского буддизма система преемственности религиозного наследия, система реинкарнации живых Будд за более чем 700 лет своего развития и эволюции сформировала целый комплекс строгих и тщательно проработанных религиозных ритуалов и исторических установлений, включающий поиск перерождения внутри Китая, жеребьевку из Золотой урны и представление на утверждение Центральному правительству.
Оглядываясь на историю, можно увидеть, что развитие и становление системы реинкарнации живых Будд всегда были неразрывно связаны с регулирующим управлением со стороны Центрального правительства Китая. Еще в конце XVI века центральное правительство династии Мин впервые официально даровало титулы системе Далай-лам. После установления династии Цин Центральное правительство еще более усовершенствовало управление делами Сицзана. В 1653 году Далай-лама V получил официальное признание от цинского правительства, а в 1793 году «Высочайше утвержденный Устав по приведению в порядок дел в Сицзане» в форме государственного законодательного акта закрепил важнейшие институты, включая жеребьевку из Золотой урны, что обеспечило законность и авторитетность процесса перерождения великих живых будд и четко определило право центрального правительства на окончательное утверждение Далай-ламы.
В соответствии с исторически сложившимися установлениями, для реинкарнации живых Будд, имеющих большое или особо большое влияние, прежде всего, соответствующий монастырь должен через местные органы власти подать прошение в Центральное правительство на утверждение реинкарнации и получение разрешения на создание группы по поиску духовного дитя-реинкарнации. Во-вторых, при проведении церемонии жеребьевки из Золотой урны местные власти должны доложить Центральному правительству о кандидатах, найденных в соответствии с религиозными ритуалами, и запросить разрешение на проведение жеребьевки. В-третьих, только после одобрения Центральным правительством в назначенный день перед статуей Будды Шакьямуни проводится церемония жеребьёвки под руководством представителя, направленного Центральным правительством (в истории Сицзана эту роль также выполнял наместник-резидент в Сицзане), для определения дитя-реинкарнации. В-четвертых, сразу после завершения жеребьевки чиновник, проводивший церемонию, руководитель местных властей, глава группы по поиску и другие участники докладывают Центральному правительству об обстоятельствах и результатах жеребьёвки, а также о кандидатах в наставники и предполагаемой дате интронизации, запрашивая официальное утверждение преемника. В-пятых, только после того, как Центральное правительство утвердит преемственность дитя и время интронизации, может быть проведена церемония интронизации, в ходе которой он официально наследует дхармическую линию своего предшественника.
Признание Далай-ламы XIV , Тэнцзина Гьямцхо, который из маленького мальчика семьи Ци из деревни Такцер провинции Цинхай стал реинкарнацией Далай-ламы XIII и, таким образом, преемником этой знаменитой линии живых Будд тибетского буддизма, само по себе является результатом строгого соблюдения религиозных ритуалов и исторических установлений системы реинкарнации живых Будд. В то время буддийские круги Сицзана в соответствии с религиозными ритуалами подтвердили личность дитя-реинкарнации Далай-ламы XIII. Местное правительство Сицзана специально представило отчет о поиске дитя тогдашнему центральному правительству Гоминьдана Китая, которое выделило средства, приказало местным властям Цинхая сопроводить Тэнцзина Гьямцхо и его семью в Сицзан, а представитель Центрального правительства председательствовал на церемонии интронизации, только после чего Тэнцзин Гьямцхо официально стал преемником линии Далай-лам — Далай-ламой XIV.

Исторически реинкарнация живых Будд тибетского буддизма всегда придерживалась принципа поиска внутри Китая, и прецедентов поиска за границей никогда не было. Это важнейший принцип, которого необходимо придерживаться в процессе реинкарнации. Линия преемственности реинкарнирующих живых Будд зародилась в Китае, они принадлежат китайским монастырям, и управление их реинкарнацией является неотъемлемой частью управления религиозными делами Китая. Приверженность принципам территориального управления и поиска внутри страны в соответствии с законом — это неоспоримый исторический факт. Религия не имеет границ, но верующие имеют гражданство. Родным монастырем всех поколений Далай-лам является монастырь Дрепунг в Китае, и все поколения Далай-лам и других великих живых Будд были найдены и утверждены внутри Китая, прецедентов поиска за границей абсолютно нет. Привязанность к родной земле и чувства верующих являются решающими факторами в реинкарнации живого Будды. Любая реинкарнация живого Будды не может быть оторвана от воспитавшего его родного монастыря и родины, и не может игнорировать религиозные чувства верующих на своей земле.
С точки зрения современности, правительство Китая проводит политику свободы вероисповедания, опубликовало такие документы, как «Положения о религиозных делах» и «Регламент по реинкарнации живых будд в тибетском буддизме», уважает и защищает способ передачи наследия через реинкарнацию живых Будд. Основываясь на принципе уважения особенностей тибетского буддизма и верховенства закона, а также исходя из многовековых исторических традиций и институциональной преемственности, были определены условия, процедуры утверждения, а также обязанности религиозных организаций и правительства в отношении реинкарнации живых Будд. Это знаменует собой дальнейшее укрепление правовой основы управления реинкарнациями живых Будд в Китае. С момента вступления в силу «Регламент по реинкарнации живых будд в тибетском буддизме» в 2007 году около ста живых Будд завершили процесс реинкарнации в соответствии с религиозными ритуалами, историческими установлениями и законодательством, что получило поддержку со стороны религиозных кругов и верующих масс.
Утверждение Центральным правительством преемников влиятельных великих живых Будд отражает суверенитет государства над Сицзаном и его авторитет в вопросе признания реинкарнаций. Это демонстрирует примат политической власти над духовной и принцип «ведения религиозных дел на основе государственных законов», а также воплощает концепцию управления государством на основе закона. Любое современное цивилизованное государство управляет религиозными делами своей страны в соответствии с законом; так было всегда и везде, в прошлом и настоящем, что не имеет никакого отношения к вере в «атеизм» или «теизм», а является необходимым требованием государственного суверенитета и обязанностью правительства. Управление религиозными делами в соответствии с законом означает управление теми аспектами религии, которые затрагивают национальные и общественные интересы. Оно включает в себя защиту законной деятельности, пресечение незаконной, противодействие внешнему проникновению и борьбу с преступностью. Конечная цель этого — защита законных прав и интересов религиозных кругов и верующих, что пользуется их широкой поддержкой и одобрением.

История и реальность ясно показывают: система и процесс реинкарнации Далай-ламы с древних времен являются внутренним делом Китая, и никакая страна, никакая сила и никакое лицо не имеют права вмешиваться в эти процессы.
В этом году исполняется 60 лет со дня основания Автономного района Сицзан. Оглядываясь на пройденный путь, мы видим грандиозные перемены. Под руководством Коммунистической партии Китая Сицзан полностью покончил с крайне отсталым феодальным крепостничеством, достиг исторической победы в искоренении абсолютной бедности и вместе со всем китайским народом встал на новый путь великого возрождения китайской нации посредством всестороннего продвижения китайской модернизации. Сегодняшний Сицзан демонстрирует всестороннее и быстрое экономическое развитие, надежные гарантии благосостояния народа, гармонию между национальностями и согласие в религиозной сфере, процветание культуры. Он предстает перед миром в невиданном ранее новом обличье, демонстрируя свою бурную жизненную силу и светлое будущее, и постоянно пишет новые главы в истории долгосрочной стабильности, высококачественного развития и мирной, благополучной жизни народа.
Китай и Россия, будучи партнерами всеобъемлющего стратегического взаимодействия в новую эпоху, твердо поддерживают друг друга в защите государственного суверенитета, территориальной целостности, безопасности и стабильности, и решительно выступают против любых попыток внешних сил помешать нормальному развитию двусторонних отношений и вмешаться во внутренние дела друг друга. Китайская сторона высоко ценит и искренне благодарит правительство и народ России за постоянную твердую поддержку по вопросу Сицзана и уверена, что российская сторона и впредь будет поддерживать усилия Китая по защите государственного суверенитета и территориальной целостности, обеспечению безопасности, стабильности и межнациональной сплоченности в Сицзане. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Китайская сторона приглашает больше российских друзей лично ступить на волшебную землю Сицзана, чтобы своими глазами увидеть процветающие и полные жизни современные города Сицзана, своими ушами услышать счастливый смех, доносящийся из новых тибетских деревень, и лично ощутить величие заснеженных гор и священных озер, а также уникальное очарование многотысячелетней культуры.
Автор: Генеральный консул КНР в Иркутске ЛИ ХАЙ