Равенство у всех нас только юридическое. А в жизни возможности разные. Но сейчас достаточно много внимания уделяется тому, чтобы ограниченные возможности не мешали жить полноценно. Хотя, разумеется, полностью этого достичь невозможно. На прошлой неделе в Национальном музее Тувы им. Алдан Маадыр открыли выставку «Тактильное путешествие в мир скифов». По сути – еще один шаг вперед к доступной среде.
Мир скифов
На специально подготовленных столах размещены тактильные 3D-модели. Рядом – таблички с надписями на трех языках (русском, тувинском и английском) продублированы еще одной табличкой – текст набран шрифтом Брайля. Модели – наиболее известные золотые находки из курганов в натуральную величину, и рядом, если требуется – увеличенные в несколько раз.
Начали создавать выставку еще летом. Каждый предмет сканировали с разных ракурсов, цифровые модели передавали в 3D-редактор, где их обрабатывали и подготавливали к печати. К сожалению, не все модели были действительным аналогом настоящих предметов, некоторые копии откровенно грубоваты. Говорят, что точные копии обходятся слишком дорого. У музея своих средств на это не хватает, работа была сделана при поддержке Благотворительного фонда «Свет».
Кстати, в прошлые годы национальный музей в Дни декады инвалидов порой проводил тактические экскурсии. Мелкие предметы из выставочных витрин, конечно, не доставали, но и без того слабовидящие могли многие экспонаты потрогать, ощутить, «рассмотреть». В общем, расширили известное им пространство. К тому же в музей все ходят именно для этого – расширить мир своих познаний.
Новые и старые проблемы
Людей с ограничениями зрения можно разделить условно на три категории. Есть слепые с детства. Их специально обучали, как жить в миру не видя мира, учили читать книги, изданные шрифтом Брайля, развивали тактильные способности.
Некоторые потеряли зрение с годами. Им уже труднее дается обучение. К тому же в Кызыле для этого нет условий. Говорят, у нас только два учителя, способных заниматься этим делом, но они заняты – работают с детьми. Но можно обучиться шрифту Брайля в Бийске. Те, кто теряли зрение постепенно, все же получили какие-то навыки ухода за собой. Есть привычные квартиры, привычные маршруты. Ехать в Бийск, даже с сопровождающими, явно непросто любому человеку с ограничением по зрению.
Сейчас с линии фронта возвращаются домой раненные, контуженные. У этих молодых, как правило, парней нет необходимых навыков вообще.
Один из них – Сандан Бегзи. После боевых ранений он потерял зрение, плохо слышит. Тактильных навыков еще особо не обрел, но выставка ему понравилась. Он – кызылчанин, в музее до начала СВО бывал не раз. Все эти экспонаты он уже видел, но сейчас словно заново с ними знакомится. Сандан Бегзи говорит, что гордится своими предками, которые смогли сделать столь совершенные красивые изделия.
За ним ухаживают родственники, говорит, что особых проблем так-то вроде нет. Но мы же понимаем, что есть! И что такие парни еще будут возвращаться с фронта. И что мы к этому не готовы.
И библиотека тоже
Да, и библиотека для слепых тоже не особенно готова к новым читателям. В музее все-таки организовать выставку как-то проще. В этот раз людей было много, не всем было удобно ощупывать скульптурки.
Тифлокомментатор Виктория Монгуш говорит, что надо будет организовывать экскурсии по 5-6 человек, требуются дополнительные разъяснения, совместная работа экскурсовода и комментатора.
Директор Тувинской республиканской специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Айланмаа Хобига на условия работы не сетует, но понятно же, что в таких маленьких и неприспособленных помещениях сложно всем – и библиотекарям и читателям. Лет 25-30 назад были ленточные и кассетные магнитофоны с записями книг, которые можно было тиражировать неограниченно. Сейчас - флешки. И Закон об авторских правах. Да, это усложняет работу и усложняет допуск к информации.
В библиотеку уже записались два парня вернувшихся с СВО.
Вероятно, надо как-то пересмотреть работу с инвалидами, Сделать все, чтобы пространство жизни у них не уменьшалось, чтобы появлялись новые возможности, чтобы культурная среда только расширялась.
Ирина Качан
Фото автора