1 ноября исполняется 80 лет службам социальной защиты населения Тувы. Первым органом соцзащиты стал Отдел социального обеспечения, созданный решением Областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области.
Интересный факт: первым заведующим отделом стала Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока, до вступления Тувы в состав СССР руководившая Малым Хуралом (парламентом) ТНР. В открытых источниках о периоде, связанном с работой в Отделе социального обеспечения, информации практически нет. Может, потому что он был кратковременным. Но факт остается фактом. Как минимум до мая 1945 года Хертек Амырбитовна лично подбирала кадры и выстраивала рабочие процессы во вновь образованной структуре. Об этом свидетельствуют данные архива министерства труда и социального развития республики, который сегодня является регулятором социальной политики Тувы.
И вот здесь необходимо сделать акцент. Вплоть до 1997 года функции по социальной защите населения и занятости в Туве исполняли две разные структуры. В 1997 году впервые было создано министерство труда и социального развития Республики Тыва, объединившее эти два ведомства. Правда, уже 1 сентября 1998 года занятость вновь стала самостоятельной единицей. И лишь в 2013 году слияние произошло вновь. Сегодня министерство труда и социального развития республики курирует работу 8 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 18 центров социальной помощи семье и детям, республиканского комплексного центра социального обслуживания населения «Поддержка», а также центра занятости населения.
Итак, 1 ноября 1944 года в Тувинской автономной области создан отдел социального обеспечения. Что предстояло сделать отделу? В первую очередь, наладить систему назначения пенсий и пособий. Во-вторых, отрегулировать работу с инвалидами, многодетными и одинокими матерями, выстроить всю социальную инфраструктуру – от детских домов до домов для престарелых и инвалидов.
Несмотря на то, что государственная система пенсионного обеспечения сформировалась в Туве еще в период ТНР, в начале 1940-х годов, после вхождения в состав СССР она требовала реформации: круг получателей пенсий значительно расширился, право на ее назначение приобрела подавляющая часть населения. Молодые кадры отдела с энтузиазмом взялись за решение новых задач.
С 1945 по 1947 годы отделом руководил Вячеслав Онгар-оолович Самбуу, с 1947 по 1958 года – Георгий Михайлович Сагалаков, с 1958 по 1962 гг. – Петр Дмитриевич Курченко.
В октябре 1961 года Тува получила статус автономной республики, и 10 января 1962 года на основании постановления Верховного Совета Тувинской АССР отдел был преобразован в министерство социального обеспечения.
Первым руководителем в новом статусе министра стал Александр Бюрбюевич Даваа, занимавший этот пост до сентября 1971 года. Как сообщается в архивных документах министерства, Даваа А.Б. родился в 1914 году в с. Ийме Дзун-Хемчикского района. С 1934 г. работал в судебно-следственных органах ТНР. С 1954 года по 1962 год работал прокурором тувинской автономной области. Награжден орденом «Трудового Красного Знамени», четырьмя медалями, неоднократно избирался депутатом областного и Верховного Советов Тувинской АССР.
С 1971 по 1976 годы министерство возглавлял Николай Лудужапович Кунчун, с 1976 по 1997 годы – Сергей Дамбаевич Киров, с 1997 по 2001 – Даваа-Самбуу Бээжинович Яндак.
Вот как вспоминает о работе министерства в 1990-х годах ветеран органов социальной защиты Мария Наксыл: «Тува на фоне других регионов выделялась хорошими показателями по естественному приросту населения, большим количеством многодетных семей. Однако экономика республики, впрочем, как и во всей стране, переживала не лучшие времена. Правительство России помогало, однако этого было недостаточно. И вот представьте, что в таких непростых условиях необходимо было думать о социальной помощи незащищенным слоям населения. Тогда было решено направить усилия на защиту материнства и детства. Запускается республиканская программа «Дети Тувы», включающая восемь целевых подпрограмм, в том числе «Планирование семьи» и «Дети-инвалиды». В Кызыле и Ак-Довураке появились центры для детей с девиантным поведением, затем открылись центры для детей с ограниченными возможностями, в селах Эрзин, Тоора-Хем, Сарыг-Сеп, в Улуг-Хемском и Чаа-Хольском кожуунах появились центры для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они занимались не только размещением детей в кризисные моменты, но и их воспитанием, медицинскими осмотрами. Министерство социальной защиты привлекало гуманитарную помощь из Москвы для оснащения центров. Так, удалось получить кровати, реабилитационное оборудование, сенсорные сухие ванны. Доставить груз в Кызыл по нашему обращению помогло МЧС России, которое в то время возглавлял Герой России С.К. Шойгу. Думаю, что все, что можно было сделать в те непростые годы, было осуществлено».
Проследить, как развивалась работа социальных служб Тувы, можно благодаря ветеранам отрасли. Марина Ондар (на фото) отдала работе в социальных органах 45 лет – и продолжает до сих пор, работает в республиканском центре мониторинга, анализа и ресурсного обеспечения Минтруда. «После окончания Челябинского юридического техникума по специальности «организация работы в сфере социального обеспечения» меня по распределению направили в 1979 году в город Чадан в отдел социального обеспечения Дзун-Хемчикского райисполкома, который отвечал за пенсионное обеспечение и социальную защиту населения в Дзун-Хемчикском и Сут-Хольском районах. Ежемесячно с почтовым отделением делали взаимопроверку пенсионных начислений. Считали все вручную. За месяц до наступления пенсионного возраста инспекторы по кадрам совхозов предоставляли нам данные трудовых книжек предпенсионеров, и мы на деревянных счетах рассчитывали размер пенсий, исходя из стажа. Пособия выдавали тогда только для детей из малообеспеченных семей в размере двенадцати рублей и для одиноких матерей в размере семь рублей пятьдесят копеек на одного ребенка, десять рублей – на двоих детей. Впоследствии окончила заочно Московский социальный институт. Помню, как впервые внедряли перевод ежемесячных пособий на детей с организаций в органы соцзащиты. Раньше пособия работающим родителям выдавали в организациях, где они работали, а неработающим – органы соцзащиты. По поручению Минсобеса РСФСР произошла централизация, нужно было в краткие сроки, буквально за 2-3 месяца, аккумулировать выдачу пособий только в органах соцзащиты. Тогда мы перевели более 28 тысяч получателей пособий из организаций к нам. Рост был почти в 4 раза – до этого у нас на балансе было порядка 7 тысяч получателей.
Я вообще жила и живу своей работой. В детстве мне нравилось наблюдать, как мама помогает коллегам. Она работала в отделе кадров в совхозе «Шамбалыг». Кому-то помогала устроиться на работу, кому-то получить целевое место на учебе для ребенка, кому-то с назначением пенсии. И, видимо, я под ее влиянием выбрала для себя «помогающее» профессию – социальный работник. Мой телефон не умолкает. Помню, как дочь мне в детстве говорила: «Мама, рабочий день ведь закончился, ты дома уже, не бери трубку». А я отвечаю: «Надо работать не по часам, а пока не решишь проблему. Надо обязательно помочь человеку, если он нуждается в помощи. Иногда достаточно просто объяснить, дать алгоритм действий, и человек дальше сам решает проблемы». Ну вот и теперь уже мои дети тоже идут по моим стопам: младшая дочь, окончив школу с золотой медалью, стала социальным юристом, и внука учится сейчас в Абакане тоже на юриста социальной работы.
В 1983 году Марина Бавууевна стала победителем конкурса «Лучший по профессии», в котором приняли участие специалисты со всех районов республики. В награду получила путевку на участие во всесоюзном слете соцработников в Москве, получила Почетную грамоту из рук министра социального обеспечения РСФСР Домны Комаровой. «Помню, я очень волновалась. Домна Павловна такая высокая, крепкая, говорит: «Желаю новых высот, девочка моя!», – а мне 23 года и двое детей!».
На дежурный вопрос, что для нее является главным в профессии социального работника, отвечает, что это, конечно, стремление помочь человеку, неравнодушие. Невозможно забыть эмоции людей! Как, например, одинокого пенсионера из Чадана, который просил устроить его в дом престарелых, и когда все получилось, с огромной теплотой благодарившего Марину Бавууевну, по возможности навещавшую его. Он прожил еще долго, говоря, что его поддерживает персонал и общение с другими жильцами дома.
По данным Минтруда, сегодня в органах социальной защиты республики работает около 1500 человек.
С течением времени министерство адаптировало свои функции в соответствии с изменениями в экономике и обществе. В 2000-х годах в России произошел значительный рост программ социальной поддержки, включая помощь малоимущим семьям, поддержку безработных и программы для инвалидов.
Сегодня Министерство труда и социальной политики Республики Тыва продолжает активно работать над улучшением качества жизни жителей региона. В современных условиях оно сталкивается с новыми вызовами, такими как необходимость цифровизации социальных услуг и адаптация к требованиям времени. Основные задачи министерства остаются неизменными: обеспечение социального благосостояния граждан, адаптация трудового законодательства и развитие программ по повышению уровня жизни.
Алимаа МОНГУШ.
Фото из архива министерства труда и социального развития и Ондар М.
Профессия – помогать
1 ноября 2024
36