Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Продолжатель древних традиций

18 июня 2023
65

Талантливый камнерез, одаренный кузнец, высочайший мастер ювелирного дела, потомственный знаток обработки кожи, достойный преемник древних традиций народного творчества тувинцев-аратов, – такими эпитетами выражали отношение к юбиляру многие выступающие на открытии персональной выставки Сергея Хомушкуевича Кочаа.

Среди собравшихся гостей теплые слова были сказаны директором Национального музея РТ им. Алдан-Маадыр К. А. Бичелдеем (он в конце своего выступления подарил старшей сестре Белекыс Кочаа два тома Урянхайско-Тувинской энциклопедии, где упомянута фамилия С. Х. Кочаа), камнерезами В. О. Ооржаком, В. Ш. Салчаком, А. С. Кагай-оолом, коллекционером В. Н. Кууларом, старшей сестрой Белекыс Кочаа и многими другими, которые также отмечали большой вклад творчества юбиляра в становление и развитие изобразительного искусства нашей республики.
Недавно в Национальном музее РТ им. Алдан-Маадыр открылась четвертая персональная выставка «Сергей Кочаа – продолжатель древних традиций», посвященная его 70-летию со дня рождения (1953 – 2018). С. Х. Кочаа – известный в Туве народный мастер, камнерез, прикладник, член Союза художников СССР, России, лауреат премии комсомола Тувы, заслуженный художник Тувинской АССР. Он является исконным продолжателем лучших художественных традиций древнего искусства тувинцев.

Кроме фондовых экспонатов Национального музея им. Алдан-Маадыр были представлены коллекции врача, коллекционера, друга С. Кочаа В. Н. Куулара и старшей сестрой Белекыс Кочаа. Она впервые на выставку в музей предложила большое количество незаконченных произведений – это три когээржика, формы для выделывания кожаных сосудов, инструменты для изготовления когээржиков, серебряные ювелирные украшения, медали, чавага, латунные бляхи, мужские пряжки, четыре тувинских традиционных ножа, латунную шпильку – как с Аржаана-2, огниво-кресало с копалкой, партию традиционных тувинских шахмат и портрет С. Х. Кочаа, выполненный камнерезом Л. М. Норбу. В коллекции друга В. Н. Куулара – два когээржика, латунная шпилька как с Аржаана-2, латунные накладки для тувинского ножа, мужской серебряный перстень с изображением морды пантеры, три партии традиционных ножей с огнивом-кресалом и копалкой для выбивания пепла из трубки. Они все выполнены на высоком художественном уровне. К тому же представлен портрет коллекционера В. Куулара, исполненный камнерезом С. Х. Кочаа.

Сергей Кочаа родился 3 апреля 1953 года в селе Чаа-Холе Улуг-Хемского района Тувинской АССР. Затем его семья переехала в село Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, на родину тувинских камнерезов. Со школьных лет он стал заниматься в художественном кружке, который вел знаменитый камнерез, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Х. К. Тойбухаа. Хертек Тойбухаа и Когел Саая заметили настойчивость, с которой юный скульптор добивался завершенности камнерезных фигур, его старание передать не только облик, но и характер изображаемого животного.
С середины 1970-х годов Сергей Кочаа стал участвовать в местных художественных выставках, затем зональных, всероссийских, всесоюзных. Таких, как «Молодые художники Сибири», «Сибирь социалистическая» – Барнаул, Кемерово, Красноярск, «Анималисты России», «Советская Россия», «Скульптура малых форм», «По родной стране», «Ремесла Сибири».

Лучшие его работы – это, в основном, изображения горных козлов, маралов, сарлыков, косуль, сказочных арзыланов. Они отличаются внутренним динамизмом, самобытной трактовкой объема животного, лаконичной и выразительной орнаментацией. В каждой работе автор стремится выразить не только типические повадки зверей, но и их нрав. Интересны его пластические композиции на бытовую тематику. Художественное своеобразие скульптурного творчества молодой мастер воспринял у камнерезов старшего поколения и продолжал искать новые возможности в трактовке образов животных и композиционных сюжетов.

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути творческого самовыражения – вот, пожалуй, главное стремление и отличительная черта характера Сергея Кочаа. Он расширил свой художественный диапазон успешными попытками возродить другие виды древнего прикладного искусства тувинцев. Такие, как тиснение по коже, ювелирное дело, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла. Выполненные им кожаные сосуды-когээржики, ювелирные украшения, огнива-оттук, конские уздечки, традиционные тувинские ножи экспонировались на местных республиканских выставках. К примеру, специалисты Художественного Фонда восхищались поистине возрождению древних традиций народных промыслов, естественным отбором природных материалов. Многие его когээржики были поставлены в Центральный художественный салон России. И лишь некоторые работы были приобретены Тувинским краеведческим музеем. Этим старинным ремеслам Сергей Кочаа, вместе с другими народными мастерами: Когелом Саая, Владимиром Салчаком, последовательно обучал талантливую молодежь.

В конце 1990-х годов Кочаа стал преподавать декоративно-прикладное искусство в филиале ПУ № 13 села Кызыл-Дага, одновременно читая лекции по истории народного искусства Республики Тува. Кроме творческо-преподавательской деятельности, Сергей Хомушкуевич активно занимался общественной работой – он избирался депутатом сельского совета села Кызыл-Дага, избирался председателем правления Союза художников Тувы, затем председателем Хурала представителей Бай-Тайгинского района. Интересен тот факт, что он познакомился и стал дружить с родственниками Иннокентия Сафьянова, которые живут и помнят о родном крае своего деда.
В последние время до 2016 года Кочаа стал сотрудничать с Национальным музеем РТ, изготовляя латунные копии с золотых ювелирных украшений из раннескифского кургана Аржаан-2. Эта кропотливая работа в копировании всемирно известных царских сокровищ скифов отнимала много физической и нервной энергии. Но он старался как можно больше выполнить заданный объем работы.
Сергей Хомушкуевич в последние годы активно участвовал в общественной жизни Бай-Тайгинского района, пользовался среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом, помогал в становлении творчески одарённой молодёжи, для которой сам был прекрасным примером художественной деятельности, большой тяги к эстетическому мировоззрению личности. Да являлся личным примером для активных творческих достижений. Запомнился как наш выдающийся камнерез, художник-прикладник.
Экспозиция его работ привлекает художественной завершённостью когээржиков, отточенностью тувинских ножей, тонкой чеканкой филигранных растительных тувинских орнаментов. Как отмечали специалисты Государственного Исторического музея России, копии, выполненные С. Кочаа, представляют высокий художественный уровень гальванокопий на примере мировых образцов, которыми гордятся Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей и другие мировые художественные музеи.

Александр ХЕРТЕК,
искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Фото из архива автора.

Приложенные файлы