В столице помимо опасных снующих маршруток, наконец-то, в последние годы появились автобусы. Какие-то принадлежат предприятию «Кызылгортранс», на каких-то ездят частники.
Меня радует утро, когда я спокойно жду на остановке «Башня» частного автобуса, плата в котором меня тоже радует. Я реально экономлю.
И я вижу, как мимо меня проезжают общественные корабли движения № 11, 13, 38, 20, 19, 3, 4а... А я стою и жду те, частные, которые ходят в районе «Башни» через каждые 15 минут. Красота.
А вот тут грусть. Грусть и печаль за жителей других районов Кызыла!
В районе Автодора-Башни проходят практически все маршруты. Хоть в гору, хоть с горы. Можно уехать на правый берег, в Каа-Хем, центр города. Этакое массовое сосредоточение маршруток и автобусов в одном месте.
Тогда как кызыльчане не могут уехать с правого берега, Вавилинского затона, со Спутника, левобережных дач.... Список можно продолжать и продолжа-ааать...
А я, и другие жители района Автодора, без толкучки, выбирая нужный маршрут (да чтоб автобус забит людьми не был!), стоим и ждем. Кто-то, конечно, спешит, втискивается в переполненную «ГАЗель». Их много идет, переполненных. Сейчас еще такая ситуация с коронавирусом, что некоторые уходят с маршрутов. Только маршруток у нас на «горе» все равно много + автобусы. И в «нужную» ты обязательно попадешь.
А где-то первоклашка на Спутнике не может уехать в школу! Много, очень много маршрутов идет через «Гору».
И их основная дорога лежит по улице Кочетова. Да, какие-то маршруты небольшим крюком сворачивают на Ленина или идут мимо мебельной, так же и по Красноармейской. Но направление Кочетова - Автодор, на мой взгляд, основное.
Я там живу и знаю.
Частники взяли в работу автобусы - это здорово! Их бы побольше, побольше! Устали люди селёдками в маршрутках ездить. И «Кызылгортрансу» побольше автобусов, ведь есть льготники!
Так вот, а что же делать с направлениями? И графиком работы маршруток и автобусов? Увы, мэрия столицы до сих пор не может частниками никак управлять, они, а не городская администрация, чувствуют себя хозяевами в городе. Сколько ни рисовали схем, ступор и только. Все хотят ездить по центру.
А всему виною полнейшая необустроенность большинства районов города. Нет фонарей, ямы на дорогах, по вечерам пьяные пассажиры.
Водители сходят с маршрута гораздо раньше, чем это следовало бы делать. Никто не хочет ехать в район левобережных дач по темноте и получить камнем в окно от некоторых выпивших граждан.
Автобусы «НефАЗы», которые еще несколько лет назад ездили по Кызылу, были буквально уничтожены в районе дач.
Практически каждую неделю в этих автобусах пассажиры дрались, били окна, ломали двери. Автобусы и так пришли из соседнего региона Б/У, а тут их и вовсе привели в негодность. Это я лично слышала от водителей и кондукторов, как непросто было работать!
Так что проблема переполненности одного транспортного направления лежит глубоко в проблеме нашего темного, опасного города.
Одна знакомая кызылчанка ездила в командировку в Новосибирск. Там все правильно: автобусы, маршрутки пассажиров принимают по местам. Только пожилым никто места не уступает.
А вот в Кызыле я наблюдаю другую картину. Будто в добрые советские времена что в автобусах, что в этих консервных банках люди место друг другу уступают. Сам на краешке сидит, а женщине с ребенком уступит.
Люди, попавшие в переполненный городской транспорт, лица своего не теряют. Выступают единым фронтом в этой толчее. Кто-то тяжелую сумку другого на руки возьмет, другой - ребенка. Мужчины уступают не только бабушкам, но и просто женщинам. А еще я слышу слова: «Извините», «Вы не выходите?», «Будьте добры».
А вы говорите - люди. Хорошие у нас люди, с транспортом только белиберда.
Ирина Семеновна, 53 года, кызылчанка