То есть, подводили итоги прошлого года. Давайте и мы подведем итоги, причем не за год, а, например, за сто лет и больше. И не по всем отраслям, а только по одному направлению. Точнее – по одной дороге. А еще точнее – по железной дороге.
Хайдып должен был составить документы
Принято считать, да и везде пишут, что впервые о постройке железной дороги в сторону Кызыла заговорили еще в 1958 году.
И это – в корне неверно. Достаточно заглянуть в архивные документы, чтобы узнать – о постройке железной дороги задумывались еще…в 1902 году. Правда, эта идея пришла в голову не российским и не тувинским властям, а китайцам.
В 1902 году Хайдып угердаа получил письмо-предписание. Влиятельному правителю независимого Хемчикского (Даа) кожууна очень мало кто мог приказывать. Он родился в княжеской семье. В 1885 г. при поддержке местной верхушки сместил девятого нойона Хемчика Андай-Монгуша Сарайя. В 1890 году стал угердой Хемчикского кожууна. Хайдып был тем представителем правящей элиты Тувы, власть которого перешагнула за рамки его собственного владения и породила притязания на более высокий статус.
Но все же, Тува была в составе китайской империи, и через Монголию получала указания, придерживаться генеральной линии. Не партии, конечно, а маньчжурской династии.
И вот - Предписание министра Улясутайского чанчына правителю Хемчика о проведении железной дороги через Урянхай:
«Отношение чиновников Улясутайского чанчына
Нижеизложенное доводится до сведения правителя Хемчикских урянхайцев угерда Хайдыпа и для исполнения им.
Монгольский чургаан, проверявший обходом границу, доложил, что есть возможность начать стройку железной дороги, о чем истребовано Высшим Управлением дорог. Поэтому в интересах народа наши ведомства тоже с этим были согласны. Переписка, хранившаяся в ведомствах, теперь устарела, посему необходимо заново составить всю нужную документацию, карты по проведению железной дороги. Готовую документацию представьте в наше ведомство. Так изложено в тексте Верховного ведомства дорог. Далее указано: выяснить, есть ли построенные дороги, или начатые, или проектируемые, их длину, протяженность.
Об этом приказано чанчыну. Чанчын в свою очередь даёт указание Хемчикскому угерда Хайдыпу выяснить досконально все дороги, и старые, и новые; рассчитать их протяженность во всех подчинённых Вам сумонах и вообще во всём хошуне. При исполнении данного приказания будьте исключительно внимательны и исполняйте данное точно, ибо все данные нужны для издания высшего указа, что требует исключительного внимания и изучения всех обстоятельств вопроса, что в случае халатности будет так же строго спрошено с исполнителя.
1 день 12 луны 12 года (1902)».
Так что еще нойон Хайдып, усыновивший Буян-Бадыргы должен был задуматься о подготовке документации и о прокладке железной дороги. Впрочем, он не успел этого сделать – его убили. Хотя, как-то приятнее согласиться с версией, что он остался жив, уехал куда-нибудь в Монголию или в Тибет, и там жил еще долго и счастливо.
Очень коротко о втором этапе
Если это предписание считать первым, начальным этапом появления идеи о строительстве железной дороге в Туве, то да, вторым этапом будем считать 1958 год. Проект был включен в план развития Сибирского региона. Но тут опять вмешался Китай. Напряженные отношения с Китаем вынудили перенаправить ресурсы на строительство БАМа.
Накануне перестройки, в 1985 году, правительство СССР вновь вспомнило о ж/д в Туве. Были идеи об организации очередной комсомольской стройки. Но – не судьба. Распад СССР разрушил многие планы, в том числе и этот план. планы.
21 век. Хроника
В середине нулевых при поддержке Сергея Шойгу проект получил еще один шанс. Казалось, достаточно серьезный - к делу подключились крупные горнодобывающие и металлургические компании.
22 марта 2007 года - Правительство РФ одобрило реализацию проекта по строительству железнодорожной линии Курагино-Кызыл.
18 декабря 2007 года - председатель Правительства РФ Виктор Зубкова утвердил паспорт проекта строительства.
15 февраля 2008 года - Внешэкономбанк и Енисейская промышленная компания подписали меморандум о начале финансирования проектно-изыскательских работ.
7 июня 2008 года - Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Енисейская промышленная компания подписали соглашение о реализации проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва».
11 марта 2010 года - появилось сообщение о том, что томский институт «Томгипротранс» завершил проект дороги и направил его на экспертизу.
29 декабря 2010 года - первоначальный проект железной дороги Курагино- Кызыл получил положительное заключение Генэкспертизы России.
Летом 2011 года в районе строительства начали вести полномасштабные археологические раскопки для сохранения культурного наследия региона. Открыл сезон Президент РГО С. К. Шойгу.
14 ноября 2011 года объявлен конкурс на право заключения госконтракта на разработку рабочей документации и строительство объекта.
15 декабря 2011 года победителем в открытом конкурсе стало ООО «Стройновация».
20 декабря Председатель правительства России Владимир Путин вбил первый золотой символический костыль в шпалу на строящейся железной дороге.
1 июня 2012 года началось строительство участка железной дороги, финансируемого Енисейской промышленной компанией.
4 сентября 2012 года было объявлено о постройке первого километра. И на этом все приостановилось: долги и судебные тяжбы у инвесторов. По итогам 2012 года на участке, финансируемом государством, не выполнено никаких работ.
2013 год - на Красноярском экономическом форуме подписано соглашение о строительстве ж/д, подрядчиком строительства станет НПО «Мостовик».
3 апреля 2014 года на заседании правительства РФ министр обороны России Сергей Шойгу предложил расширить проект, продлить ее в Монголию на Урумчи и далее в Китай, а оттуда уже в любую сторону - в Пакистан или в Индию. Будут дополнительные ворота в страны Азии.
2017 год - на Восточном экономическом форуме объявлено, что строительство возобновится в ближайшие годы. Основную роль в реализации отвели РЖД при участии частного капитала.
Август 2019 года - генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил, что работы начнутся уже в этом году, а в следующем стройка приобретет размах.
2020 год - на протяжение всего года никаких работ не было.
Олени и паровозики
На протяжении 2020 года вообще мало какие работы были. Многое просто зависло в ожидании – что же готовит нам пандемия. А пока это все висит, вспомним о висящих на елке игрушках. Во многих местах елка стоит до Шагаа.
Могу поделиться своим собственным лайфхаком. Если чего-то хочется – надо изображение этого повесить на елку. Когда болели ноги, я развешивала елочные игрушки в виде сапожек. Хотелось попасть на Тожду, посетить тоджинские фестивали оленеводов – в ход пошл фигурки оленей. Много фигурок разных оленей. И вот итог – ноги не болят, на Тоджу командировки получаются по несколько раз в год, в том числе и на фестивали.
К сожалению, елочных игрушек в виде рельсов нет… Решено – вешаю на елку паровозик! Глядишь. И железная дорога с ним появится. Впрочем, это вряд ли сработает. Максимум – собственные поездки на поезде, где-нибудь за Саянами.
Может, надо повесить паровозик на городскую елку? Или на елку в министерстве транспорта? Или еще где-нибудь? В общем, варианты есть разные, и если мы действительно хотим железную дорогу, то можно для начала хотя бы и паровозик повесить. Если действительно хотим.
Марина ДМИТРИЕВА
Источник: https://tuvapress.com/
От редакции: Весною 2020 года на уровне российского правительства был подписан исторический для экономики Тувы документ: принята программа ускоренного экономического развития Тувы до 2024 года. И масштабный проект по строительству железной дороги дам тоже обозначен. И это государственная программа Российской Федерации, все пункты которой должны быть выполнены