Тувинская правда 12+

Про годовщину революции, рабочие праздники и мягкий знак

29 октября 2022
73

Истории Тувы многогранна. Многое появляется, а кое-что исчезает. Праздники вполне могут быть не праздными, а самыми что ни есть рабочими (впрочем, это – по обстоятельствам, и не только у нас). Меняются названия, меняется (что очень загадочно) и орфография. И примеры всего этого мы видим на протяжении нескольких дней одной недели – с 26 октября по 1 ноября. Так что же произошло в эти дни?

Ну вот, например,:

26 октября

1932 год. Постановлением Совета Министров ТНР утверждено положение о гострудсберкассах и организовано управление ГТСК. Его можно было поздравить – все-таки 90 лет! – но его же нет.

28 октября

1935 год. Создана Прокуратура ТНР. Которая никуда не делась – прокуратура нужна всегда.

1953 года. Совет депутатов Кызыла решил создать лесополосу в столице Тувы.

29 октября

1913 год. «Заведующие тувинцами Бээзи хошуна» написали прошение на имя императора Николая II о принятии в состав России «под Высокую Державную Руку и покровительство».

1920 год. Оттук-Дашский бой. Сражение небольшой группы красноармейцев и красных партизан с отрядом китайских милитаристов.

1921 год. Члены оргбюро Оюннарского хошуна и Туранская группа на совместном совещании решили создать единое оргбюро по организации революционной партии аратов

1 ноября

1944 год. Состоялась Внеочередная сессия Малого Хурала ТНР. Сессия преобразовала Малый Хурал ТНР в Тувинский областной Совет депутатов трудящихся.

Что же было еще?

Как собирались делать общежитие при училище

30 октября 1917 года состоялось заседание Белоцаркого Школьного совета по вопросу организации общежития при Белоцарском училище. Что за училище было и было ли оно вообще сказать трудно – других упоминаний о нем в книгах по истории Тувы нет. К этому времени уже была школа (в 1915 году – 47 учеников), так что вряд ли речь идет о школе или об интернате. Может быть, хотели открыть учительское училище? В то время в России были такие двухлетние училища для обучения сельских учителей, как правило церковно-приходские. Тем более что вопросы организации общежития решал именно Школьный совет.

Для общежития из Белоцарской больницы собирались выделить «10 наволок для тюфяков, 20 простыней, 20 наволочек для подушек, 10 одеял, один умывальник и таз, один ночник». Продумали и оборудование для столовой: большой самовар, 20 столовых приборов для обеда, 10 чайных приборов, большой чайник, миску и полоскательную чашку, две солонки, самоварный поднос, молочник, эмалированный кувшин для воды, две висячих лампы, скатерть и клеенку.

И кухню не обошли вниманием. Для кухни требовались: большой горшок для варки супа, два небольших горшка, две кастрюли, две сковороды, таз для мытья посуды, бак для воды, два ведра, два сита, кухонный нож и мясорубка, две квашни с веселками и пр. Десять кроватей или коек, десять табуреток, три столика для книг и большой стол для столовой предстояло купить или сделать.

Но вот еще что интересно – на обязанность родителей возлагалась доставка сырых продуктов для своих детей по установленной норме. Норму устанавливали сами родители.

Здание уже очевидно было, потому что в протоколе сказано: «просить переселенческое управление очистить предназначенное для общежития помещение, если можно произвести побелку и замазать все окна в школьном помещении.

Председателем школьного совета избрали Левченко (он же, кстати, заведовал и первой библиотекой в Белоцарске). Продумали многое, в том числе и день, когда будет отмечаться школьный праздник – 8 ноября. Конкретно в 1917 году праздник решили не отмечать «ввиду трудности времени». Под «трудностями времени» имели ввиду не революцию, которая уже произошла (25-26 октября – 7-8 ноября по новому стилю), но было пока непонятно к чему все это приведет, а германская война.

Ну а в дальнейшем всем как-то не до училища было. Так что работа первого училища в Белоцарске прекратилась, едва начавшись.

Кого Отто Менхен-Хельфен назвал «монгольским Зиновьевым»

31 октября 1898 года родился Сирен Арабдынович Шойжелов (Нацов) (1898-1941), революционер-интернационалист, партийный работник, автор научных трудов по истории революционного движения в Туве.

В сентябре 1921 г. по заданию ЦК и Совнаркома назначен Генеральным консулом в Танну-Туву, и был здесь около двух лет. Потом работал в Монголии, был советником при УВД ТНР, потом советником при ЦК Тувинской Народно-Революционной партии. В 1938 году вернулся в Москву. Вскоре обвинен и расстрелян за «участии в к.-р. организации и в подготовке вооруженного восстания».

Немецкий исследователь Тувы Отто Менхен-Хельфен отзывался о нем противоречиво: «он был очень хитер, большой любитель фотографии, любил много говорить, но говорил непонятно… но свою отвратительную службу он исполнял прямо-таки с увлечением.... Несмотря на русскую фамилию, он бурят, принадлежит к той ветке монголов, которые живут в русской области, восточнее Байкала. Как царская Россия в Центральной Азии вербовала в шпионы и тайные агенты своих бурятских подданных, так как они, будучи монголами и буддистами, имели доступ в неприступный Тибет, так и теперь в этих областях буряты являются политическим орудием русской мощи. Нацов смахивал тогда на монгольского Зиновьева: такой же жирный, такое же одутловатое лицо, такие же всклокоченные волосы, просящие ножниц… Я с ним был в прекрасных отношениях, он мне во многом помог, а когда мой взор падает на прекрасный шаманский барабан, который он мне достал, то вспоминаю его с благодарностью и с удовольствием».

Как отмечали годовщину революции в 1941 году

Собственно, праздничных мероприятий было немного – война ведь. На шестое ноября запланировали торжественное заседание, одновременно в Гостеатре и Госкино проходило «коллективное прослушивание торжественного заседания».

На седьмое ноября запланировали митинг частей Народно-Революционной армии, Народного ополчения и трудящихся. Как идут колонны распределили заранее: школьники собираются к школам к семи часам утра, граждане не состоящие в Народном ополчении собираются к семи часам у здания президиума Малого Хурала Кызыла, домохозяйки и неработающие в учреждениях собираются к семи утра у клуба совграждан. Все колонны прибывают к 7.30 на площадь.

После митинга начинается работа в фонд обороны СССР. Те, кто работают сдельно – заступают на работу по своим предприятиям, остальные – идут на воскресник на Аэродром. 8 ноября с семи утра продолжается работа на тех же участках, что и накануне. В общем, праздничные дни были совсем не праздничными, а очень даже рабочими.

Как в Туве появилась мебельная фабрика

Появилась она очень просто, как и большинство предприятий и организаций той поры – по постановлению Совета министров Тувинской АССР.

31 октября 1975 года вышло постановление о создании Кызылской мебельной фабрики, причем создавалась фабрика не на пустом месте. «В связи с выделением мебельного цеха из Управления топливной промышленности и передачей его вновь созданному Управлению местной промышленности Совет министров ТувАССР постановляет: 1. Утвердить акт передачи мебельного цеха Улуг-Хемского леспромхоза Управления топливной промышленности в ведение Управления местной промышленности. 2. Создать на базе мебельного цеха самостоятельное хозрасчетное предприятие- Кызыльскую мебельную фабрику».

Кстати, тут впору бы еще задуматься – как и куда пропал мягкий знак из слова «кызыльская». По крайней мере в 1975 году, как и в прошлые годы, эта буква еще была. Судя по сборнику архивных документов «История города в Центре Азии (1914-2014)» 5 мая 1980 года еще писали «Кызыльский городской совет», а 14 мая 1980 года, уже пишут «Кызылский городской совет». Что же такого произошло за эти десять дней, что могло бы повлиять на орфографию? Это явно произошло именно в Туве, а не в России в целом, потому что из слов байкальский, уральский, барнаульский, тагильский и т.д. мягкий знак никуда не «убегал».

Ирина КАЧАН.

"Тувинская правда" №82 от 29 октября 2022 года.

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»