Когда я для районной газеты «Танды Уула» написала материал о своем отце – Петре Сергеевиче Калистратове (4.07.1941 – 14.12.2015), он его прочитал, но вслух ничего не сказал. Но, похоже, был рад. Главное, я успела сказать, а он услышать, что я его люблю. Он не дожил полгода до 75-летия и 4 месяца до золотой свадьбы с мамой. Просто, остановилось сердце...
Что такое быть учительским ребенком? Да еще когда в доме не один педагог, а двое – мама и папа, которых ты видишь дома только утром и вечером. Да и дома продолжается педсовет: как прошел день на работе. Ревность к ученикам, ведь они чаще рядом с ними, а не ты, ранняя самостоятельность.
А с возрастом приходит понимание, что по-другому, наверное, быть и не может. Ведь выбрав профессию учителя, человек для себя делает выбор всей своей жизни – быть нужным своим ученикам, часто забывая о себе, своей семье. И вот уже сама, вслед за сестрами, выбрала ту же стезю, по которой шли твои родители. Так, наверное, и должно быть…
В семье моих родителей Петра Сергеевича и Ларисы Ивановны Калистратовых не было людей с большим образованием – труженики, воины, на долю которых пришлись гражданская война, голодные годы, переселение в тяжелые годы подальше от неспокойных мест. И снова война – Великая Отечественная, унесшая половину родственников и искалечившая
судьбы оставшихся в живых.
Папа родился в селе Ермаковском 4 июля 1941 года, когда уже почти две недели шла война. Его отец ушел на фронт, вернулся израненным, но в другую семью. Бабушка Ирина Ивановна Токмачева одна растила двоих сыновей – старшего Ивана и маленького Петра.
Работа в колхозе и надвигающийся голод послевоенных лет… Бабушка, чтобы дети не умерли с голоду, без разрешения колхозного начальства, отвезла их в Кызыл, куда годами раньше перебрались ее родители. За самовольный отъезд – несколько месяцев заключения. Строги были законы того времени. Затем и сама перебралась в Туву, устроилась на кирпичный завод, встретила человека, судьбу которого вряд ли назовешь счастливой – война, плен, лагерь, откуда вышел едва живым. Папе было семнадцать, когда в их семью вошел отчим – Василий Гурьянович Смолин. После девятого класса, чтобы помочь матери, на летние каникулы папа устроился в геолого-разведывательную партию поваром. Прошел, проехал на лошади, проплыл всю Туву, повидал красоту величественной и нетронутой природы этого края. Окончив десять классов в Кызылской школе № 3(нынешний КУЭПО «Аныяк») поступил в Кызылское медучилище, но проучился в нем недолго – призвали в ряды советской армии.
Три года в г.Уссурийске в строительных войсках – работа на стройках, на кирпичном заводе. А вернулся домой и случайно встретил своего школьного учителя физики, который круто изменил его судьбу. Тот предложил не возвращаться в медучилище, а поступить на физмат, благо до места учебы было всего два шага ходьбы. Так и решилась будущая судьба моего отца – стал учителем физики. Вряд ли в тот момент он еще до конца представлял свою профессию, но перед глазами были его школьные учителя, люди интересные, с которыми можно было поговорить обо всем. И летом 1963 года папа переступил порог физико-математического факультета пединститута.
Парней было много, многие, как и он, после армии, но много было и красавиц на всех факультетах. Баянист, певец, красавец – папа, наверняка, нравился многим, но так сложилось, что он, городской парень, выбрал тоненькую худенькую рыженькую девушку из Сосновки, мою будущую маму – Ларису Чупину, свою однокурсницу. На распределении им выпало
далекое село О-Шинаа, но вмешалась судьба: в родной маминой Сосновской школе открыли вакансию учителя физики и математики и папа с мамой отправились в Танды. Одна дочь на руках, другая родилась в августе, перед началом работы (хорошо хоть, что бабушка с дедушкой рядом, можно было обратиться за советом и помощью).
В трудовых книжках моих родителей всего по одной записи о приеме на работу: «Принят в Сосновскую среднюю школу учителем физики в августе 1968 года»; «Принята в Сосновскую среднюю школу учителем математики в августе 1968 года». Маленькая комнатенка при школе – первая семейная квартира. Работа рядом: сходишь, в печь дрова подбросишь и снова на работу.
К молодым учителям дети всегда тянутся, а тут еще мужчина, с ним можно и в походы пойти, и придумать массу всего интересного. Став учителем, он водил своих учеников по разным маршрутам, передавая им свои знания и свою любовь к Туве. А что такое учитель-мужчина для школы, тут и говорить не приходится. Заготовка дров для школы, ремонт школьной
теплотрассы в самые морозные и праздничные дни, работа в сенокосной бригаде, школьная производственная бригада во время отпуска – отказаться нельзя. Смотры художественной самодеятельности, ведь играет на баяне и поет, общественно полезный труд со старшеклассниками – чистка кошар на стоянках, переборка картофеля и затаривание зерна в мешки в совхозных складах, ведь он не откажется, сославшись на то, что дети маленькие и пойти не сможет. Мужчина ведь! А еще фотокружок, ведь сам умеет проявлять и печатать снимки. А это не как сейчас – флешка и принтер. Долгий и кропотливый труд. А еще руки золотые – может починить и дверной замок, и электрику, провести радиосвязь по школе. В каждом кабинете радио, и не нужно собираться в коридоре или спортзале, чтобы услышать объявления, все новости из радиогазеты. Дежурство в праздники, да и мало ли еще не очень заметной, но такой нужной для школы мужской работы. И все это с шуткой, юмором, без громкой бравады и ожидания награды. Ученики – победители школьных олимпиад, лучше всех по району сдававшие ЕГЭ по физике. Успешные личности, нашедшие себя в этой жизни. Он классный руководитель нашего Олимпийского чемпиона Михаила Оюна, но кто об этом знает? Его выпускники работают везде: и в районе, и в Туве, и за ее пределами. Единственной наградой моего отца было звание «Почетный донор СССР», а еще он был «Ветеран труда». На протяжении многих лет папа безвозмездно помогал спасать чьи-то жизни и в Центральной районной больнице, и в Кызыле. У него была первая группа крови, так нужная всем. Он никогда не требовал благодарности от тех, в чьих жилах текла его кровь. Просто людям нужна была его помощь, и он помогал. Как всегда и во
всем, на работе и дома. Скромно и незаметно. А отраслевая награда как-то не нашла моего папу. Может эта скромность, нежелание выставлять себя на показ для окружающих явилась для начальства само собой полагающимся, но никому никогда не приходило в голову обратиться с ходатайством в наградной отдел: нет ни грамот от Министерства образования, ни почетных званий… Нет, одна медаль все-таки есть. И эта медаль очень ценна в нашей семье. Она семейная. «За любовь и верность» – такие слова выбиты на ней.
8 июля отмечается день семьи, в память о святых князе Петре и его супруге Февронии Муромских. Награждаются этой наградой семейные пары, прожившие вместе долгие годы и воспитавшие достойных детей. Пары, поддерживающие друг друга на протяжении долгих лет и в радости, и в горе. Папа и мама всегда были рядом. Они были достойны этой награды.
Галина ИВАНОВА (КАЛИСТРАТОВА),
село Сосновка Тандинского района