Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Приоритеты сенатора

Выбор редакции
26 апреля 2023
77

Транспорт и промышленность – это то, что нужно развивать параллельно. Что в этом направлении делают Правительство Тувы и сенатор РФ Дина Оюн?

Что раньше

Логический парадокс о том, что было раньше курица или яйцо – детская забава по сравнению с тем, чем нужно заниматься в первую очередь: промышленностью, продукцию которой надо будет транспортировать по дорогам, или дорогами, по которым можно будет транспортировать товары.

Но уже в общем-то понятно, что заниматься надо всем одновременно: и аэропортом, и автомобильным пропускным пунктом «Хандагайты», и переработкой шерсти, и малым предпринимательством. Всем этим сенатор занимается постоянно, эти же вопросы решают и в Правительстве Тувы.

Аэропорт, который будет

Аэропорт у нас, конечно, уже давно есть, и многие из нас им пользуются. Что же с ним не так? Доработать надо много моментов. В частности, в апреле 2022 года – состоялось заседание Совета по делам инвалидов при СФ. Тема: создание условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов. Приняли обращении к замминистра труда и социальной защиты о необходимость включения в программу обеспечения доступной среды транспортной инфраструктуры - аэропортов, вокзалов. В этом участвовала и Дина Оюн, потому что в аэропорту Кызыла нет амбулифта. А это создает сложности при посадке маломобильных пассажиров и людей с ограниченными возможностями. Предложение нашего сенатора внести в программу Кызылский аэропорт поддержали все, и оно было включено в решение Совета.

А Правительство Тувы больше заботит другой вопрос - приспособление здания аэропорта для размещения в нем воздушного пункта пропуска (ВПП), и поставка оборудования и технического переоснащения ВПП. Директор Новосибирского филиала «Росгранстрой» Александр Сирчук сообщает, что работа идет по графику, ориентировочный ввод в эксплуатацию – декабрь этого, 2023 года.

А сейчас еще идут и разрешительные процедуры по началу работы объекта в международном статусе. В ближайшем будущем аэропорт станет более удобным. И получит международный статус.

Пропускной пункт «Хандагайты», который будет

Пропускной пункт у нас уже тоже есть, и мы можем им пользоваться. Но пока он не такой, каким должен быть, и каким мы все его хотим видеть.

Рассмотрим проблему с другой стороны: сначала о том, что уже есть, какие меры уже принимают, а потом о том, что для этого сделала Дина Оюн. Итак, реконструкция автомобильного пропускного пункта «Хандагайты» идет в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации». Сроком завершения реконструкции Александр Сирчук назвал третий квартал 2024 года. При этом, реконструкция идет без приостановления его деятельности.

Сейчас решается вопрос об увеличении штатной численности персонала, занятого на АПП «Хандагайты»: таможенники, и другие контролирующие органы. Увеличение достаточно значительное: в зависимости от грузопотока, будет принято от 14 до 73 специалистов.

Но им нужно будет жилье. А значит и изменение инфраструктуры. Это тоже в целом решаемо, поскольку создается особая экономическая зона, со своей инфраструктурой. Это позволит увеличить мощность котельной, которой хватит и на новые дома. Хотя вот о строительстве именно жилых помещений пока говорят мало – главное: реконструкция самого пропускного пункта.

Перемены должны быть очень серьезными. Пропускная способность АПП «Хандагайты» возрастет в два раза; через него ежедневно смогут проходить 200 автомобилей в сутки (ориентировочно 80 легковых машин, 100 грузовых, 20 автобусов). 560 человек в сутки. Режим работы будет круглосуточным и круглогодичным.

Несколько раз в прошлом году, и уже в этом году Дина Оюн участвовала в комплексных выездах-совещаниях по проекту реконструкции АПП Хандагайты-Боршоо. По обращению Правительства РТ, проводящего работу по расширению групп товаров, подлежащих убытию через пункты пропуска на тувинском участке российско-монгольской границы, она направила письма министрам транспорта, промторга, экономического развития. В итоге проводимой с федеральными органами власти работы было принято Постановление Правительства РФ № 747 от 23 апреля 2022 года «Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с территории РФ отдельных видов товаров, указанных в пункте 1 постановления Правительства РФ от 15 июля 2010 № 521», в соответствие с которым в перечень вошли два пункта пропуска российско-монгольского участка - Хандагайты (Боршо) и Ташанта.

В целом и общем можно сделать вывод, что дороги будут. Но для чего? Кто и что будет по ним перевозить?

Шерсть и не только

Что касается Монголии, тут все ясно. В совместных планах сотрудничества между Тувой и Монголией – увеличение товарооборота, который предполагает развитие торговой инфраструктуры на приграничной территории, в том числе оптово-розничных точек сбыта товаров. Прорабатывается вопрос организации импорта мяса и мясной продукции из Монголии для перерабатывающих предприятий Тувы.

Монголия будет везти свои товары. Вероятно, и из Китая. А мы?

Малый и средней бизнес Тувы воспринимает приграничный статус региона как дополнительные возможности для развития взаимовыгодной торговли с Монголией и странами Юго-Восточной Азии.

Но опять же – выгоднее продавать то, что сами и производим. Республика у нас сельскохозяйственная, поэтому шерсти должно уделяться серьезное внимание. Но, как выяснила Дина Оюн, не только у нас, но и в целом по России как раз серьезного внимания и нет. То есть, мы выращиваем овец, стрижем, моем шерсть и… за копейки продаем Монголии и Китаю. Ее там прядут и ткут. Шьют из нее, например, одежду. И потом мы ее покупаем.

Почему нельзя организовать более полную обработку шерсти у нас? Во многих регионах, как и у нас не получается. Закупленное оборудование простаивает и приходит в негодность, шерсть по-прежнему уходит на переработку в соседние страны. Как выяснилось во многом потому, что министерство сельского хозяйства (которое отвечает за производство шерсти) и министерство промышленности (которое отвечает за переработку) не достигли нужного уровня взаимодействия. То ли цифры не те получают друг у друга, то ли есть и другие причины.

В частности, эти проблемы обсуждали 5 июня 2022 года на XVIII Сибирско-Дальневосточной выставке племенных овец и коз. Там, кстати, была делегация от Тувы: представителями племенных хозяйств из Монгун-Тайгинского, Эрзинского, Бай- Тайгинского кожуунов. В конкурсе 19 хозяйств из 7 регионов обладателем приза губернатора Забайкалья – автомобиля «Нива» - стал агрокооператив «Бай-Хол» из Тувы (руководитель - Эртине Манзай). Там и прозвучала мысль об отсутствии организационной стыковки в действиях Минсельхоза России (первичная переработка шерсти) и Минпромторга (производство готовой продукции).

Перспективы работы с шерстью

В прошлом году фабрика «Сергеихинский текстиль» открыла в Туве первые шесть пунктов по приему шерсти. Правительство субсидировало 20 рублей на каждый килограмм. Это хорошо, шерсть осталась в стране. Ну а мы-то сами сможем ли организовать переработку? Очевидно, да.

Одно из важных для животноводческой Тувы мероприятий Индивидуальной программы – строительство фабрики первичной обработки шерсти. По итогам проведенного правительством РТ конкурса участником проекта стало предприятие из Владимирской области то же самый «Сергеихинский текстиль». В прошлом году оно стало не только принимать шерсть, но и разработало ПСД фабрики и начало строительство.

Рабочая группа, о которой было сказано выше, уже провела два заседания. И на последнем приняла решение создать пилотные производства, предложила одно из них - в Республике Тыва. Так к что у нас перспектива - стать площадкой, где собранную овечью шерсть не только будут чистить и мыть, но и перерабатываться в ткань, а далее (с учетом размещения в Туве предприятия БТК групп) - шить готовые изделия. И, что тоже важно, возможно, для нужд Минобороны и правоохранительных структур. Мы понимаем, что такая работа хорошо финансируется. То есть у Тувы появится возможность создать предприятие полного цикла.

Дина Оюн считает, что сможет отстоять необходимость продления Индивидуальной программы для Республики Тыва еще как минимум на два года.

Освобождение части ниш в результате ухода или приостановки продаж некоторыми иностранными брендами открывает возможности по расширению присутствия отечественных производителей в сегменте, в котором доминировали импортные товары. Благодаря этому появилась перспектива нарастить объемы производства, вывести на рынок новые бренды и снизить себестоимость продукции. Однако, барьерами для развития отрасли остаются её низкая маржинальность и зачастую теневой характер денежных потоков. Самое обидно, что ведь шерсти это тоже касается.

Но на встрече с предпринимателями выявился еще один неприятный аспект. На встрече присутствовали представители бизнес-сообществ, те, кто отвечает за развитие промышленности, успешные предприниматели. И они считают, что одна из проблем Тувы – недостаточное специальное образование у тех, кто начинает заниматься своим делом. Всему ведь надо учиться. Например, каждый знает, как ухаживать за ребенком, и в семье это трудностей не представляет. Но если кто-то захочет устроиться на работу воспитателем в садик, то тут уже нужно образование. Часто попытки начать малый бизнес заканчиваются неудачей именно от того, что предприниматель не смог вовремя принять правильное решение, не смог рассчитать затраты, доход и прибыль.

Ну да, надо учиться. На примере рабочей группы, которая сейчас буквально учится налаживать связь между Минсельхозом России (первичная переработка шерсти) и Минпромторгом (производство готовой продукции), надо и нашим предпринимателям учиться работать, учиться взаимодействовать.

И в целом можно констатировать, что наш сенатор умеет выбирать те приоритетные направления, которые важны для всей Тувы.

Ирина КАЧАН