Тувинская правда 12+

Презентация. Волшебные звуки мелодий

23 октября 2022
67

В творческой атмосфере в актовом зале Республиканской школы-интерната искусств имени Р. Д. Кенденбиля состоялась презентация-концерт сборника аранжировок и обработок для различных инструментов песен Ростислава Докур-ооловича Кенденбиля «Авам уну» («Голос матери»), автор – преподаватель РШИИ, член Союза композиторов России Урана Болат-ооловна Хомушку.

Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поёт…

Но волшебные звуки мелодий,

Композитор для нас создаёт.

Этими стихами открыла встречу ведущая, педагог-организатор Саида Биче-ооловна Сарыглар.

Этот год является для школы и музыкальной общественности годом Ростислава Кенденбиля. Много мероприятий РШИИ посвящено 100-летнему юбилею замечательного тувинского композитора-мелодиста, в том числе и презентацию-концерт.

Сама автор сборника Урана Болат-ооловна рассказала, как все делалась.

«Я приветствую уважаемых гостей: министра культуры РТ Виктора Сергеевича Чигжита, его заместителя Сайдану Семеновну Хертек, членов семьи Кенденбиля – дочерей композитора Ларису Ростиславовну, Екатерину Ростиславовну, дорогих коллег, учащихся школы! Благодарю всех за то, что уделили время и внимание мероприятию, за то, что пришли.

Этот год юбилейный, 100 лет отмечается со дня рождения Ростислава Кенденбиля. Мне хотелось посвятить дате сборник инструментальных аранжировок и обработок его песен, чтобы молодые музыканты могли играть на различных инструментах.

С 2019 года я начала отдавать в печать, издавать и выпускать эти инструментальные пьесы, ансамбли, которые были написаны по просьбам и заказам в сборники. У меня их накопилось много.

Самый первый сборник вышел в 2019 году в декабре – это были «Фортепианные ансамбли». Он предназначен для учащихся детских школ искусств и студентов колледжа. В него включены 11 ансамблей в четыре руки, в шесть рук, для двух фортепиано, подходят для учащихся специального фортепиано и общего. В сборник вошли авторские пьесы и авторские переложения из балетов, а также переложения музыки С. С. Прокофьева и А. Б. Чыргал-оола. Здесь есть рисунки-иллюстрации к пьесам для учащихся младших классов, которые нарисовала Чечек Кызыл-ооловна Монгуш – преподаватель колледжа искусств и Маннай Болат-оолович Хомушку – художник театра.

Второй сборник «Хандагайты» вышел в 2020 году, он включал пьесы и ансамбли для тувинских национальных инструментов, а именно 16 инструментальных обработок тувинских народных и авторских песен, также сюда вошла моя соната для чадагана и фортепиано, это первая соната для чадагана. Красивый оригинальный дизайн обложки принадлежит Влади Саая.

Третий сборник вышел в прошлом году. Он выпущен по просьбе Зинаиды Константиновны Казанцевой, которая в 1980-е годы вела в РШИ класс композиции. Она меня позвала домой и показывала старые советские нотные тетради, их было пять штук. Сказала: «Открывай и смотри». Я смотрю, а там такие знаменитые и знакомые сейчас фамилии и имена: Айланмаа Кан-оол, Оксана Тюлюш, Люда Темир-оол, Марьятта Сундуй и другие ученики школы. Мне стало очень интересно, ведь в этих тетрадях были детские сочинения. И предложила Зинаиде Константиновне выпустить сборник сочинений детей, которые учились у нее в 80-е годы. Я набрала ноты и выпустила малым тиражом, в количестве 30 экземпляров. И, по-моему, авторы были очень рады прекрасному воспоминанию о творческом детстве.

Все три сборника я отправляла для участия в различных конкурсах учебно-методических пособий, печатных изданий, где они получили хорошую оценку. Первый сборник поучаствовал в Международном конкурсе «Классика и современность», итог – лауреат 1 степени. Второй сборник представила на республиканском конкурсе, который проводил Ресурсный центр Министерства культуры Тувы, он тоже получил 1 место. Третий сборник отправила на Всероссийский конкурс, результат – лауреат 2 степени.

И, наконец, четвертый сборник инструментальных аранжировок и обработок песен Ростислава Докур-ооловича Кенденбиля «Авам уну», над которым я работала весь прошлый учебный год. Идея создания инструментальных аранжировок принадлежит Марии Монгушевне Лопсан. Она мне давно говорила, просила этим заняться. Но вот решилась только в прошлом году, к юбилею композитора.

Это была не только моя инициатива, многие коллеги-преподаватели в РШИ очень хотели обновить педагогический репертуар. Даже был организован общешкольный конкурс с обязательным условием, что одно из произведений – это музыка Кенденбиля. В сборник «Авам уну» вошли аранжировки и обработки песен композитора.

Ведь именно песню сам композитор считал любимым и главным жанром своего творчества. Песни Р. Кенденбиля пела вся Тува, мы их любим, помним, знаем. А вот молодое поколение с ними почти не знакомо. И, чтобы красивые мелодии песен композитора звучали всегда, чтобы их могли исполнять на различных инструментах юные музыканты, нужно было их аранжировать.

Итог таких аранжировок: семь фортепианных пьес, два фортепианных ансамбля в четыре руки, четыре пьесы для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано и пять ансамблей для различного состава, преимущественно для национальных инструментов. Всего 18 произведений в сборнике. Оригинальный дизайн обложки создан руководителем методической службы школы Артуром Ивановичем Седипом».

Некоторые из них на встрече исполнили учащиеся школы и Кызылского колледжа искусств. Программу открыли лауреаты Всероссийского конкурса «Гармония» и дипломанты межрегионального конкурса ансамблевой музыки в Красноярске Софья Ховалыг и Кристина Монгуш, класс преподавателя Олимпии Владимировны Хураккай, они исполнили обработку песни «Койгунак» для фортепиано в четыре руки.

В апреле состоялся общешкольный конкурс по общему фортепиано, условием которого было обязательное исполнение одного из произведений Р. Кенденбиля, и в концерте приняли участие лауреаты этого конкурса. Услышали «Чечектерим», это в подаче Ай-Сумира Хертека, его основная специальность – виолончель, а преподаватель по общему фортепиано – Мария Владимировна Арасланова. «Адавастай» подготовил Намзырай Монгуш, класс ударных инструментов (Людмила Викторовна Ядыкина). Звучала «Чылгычынын баштак ыры», старался Чингис Базыр-оол, его специальность – саксофон, преподаватель по фортепиано – Айлан Владимировна Ондар. Лилась «Чурээм сени ырлап чору», на сцене – Ангелина Кулундарий (Анай-Хаак Демир-ооловна Балбан-оол). Еще – «Авам уну», обработку песни для двух бызаанчы и фортепиано исполнили Аида Сарыглар и Долума Ооржак, их преподаватели по классу двух бызаанчы Ай-Кара Андреевна Суван и Айдынмаа Дойдуевна Ликсок, концертмейстер – Олимпия Владимировна Хураккай. «Ээрбек кызы», обработка песни для ансамбля чанзы, бызаанчы, игила, дошпулуура в сопровождении фортепиано прозвучала в исполнении студентов преподавателя Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола Олчи Андреевны Тумат, концертмейстер – Менги Шолбановна Шомбул.

После музыкальных номеров слово предоставили министру культуры РТ Виктору Сергеевичу Чигжиту, он высоко оценил вышедший сборник и передал Уране Болат-ооловне Почетную грамоту от Главы РТ Владислава Товарищтайовича Ховалыга.

Поздравили автора с вышедшим сборником директор Республиканской школы-интерната искусств им. Р. Д. Кенденбиля Николай Юрьевич Дамбаа, директор Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола Айланмаа Хомушкуевне Кан-оол, директор Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова Борбак-оол Допчааевич Салчак, ко всем присоединилась ветеран РШИ Мария Монгушевна Лопсан.

В завершении презентации Урана Болат-ооловна поблагодарила всех гостей и зрителей за внимание и интерес к творчеству Р. Кенденбиля и её труду! Особенную благодарность в проведении мероприятия автор выразила администрации, преподавателям, учащимся Республиканской школы-интерната искусств и Саиде Биче-ооловне Сарыглар – ведущей. А почётным гостям подарила по экземпляру сборника аранжировок и обработок песен Ростислава Кенденбиля «Авам уну».

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива РШИИ.

"Тувинская правда" № 80 от 22 октября 2022 года.

Редакция «ТП»