Тувинская правда 12+

Премьера. «Новые дороги» ТЮЗа

12 апреля 2021
58

Очень символичное название. И не только про события 100-летней давности, а есть ассоциации и про наше время и пути, которыми мы двигаемся во время пандемии… Истинная правда: в этом уютном доме умеют настроить на рассказ о ценностях вечных и непреходящих. Так здесь всегда. Так было и на этот раз.

Знаковое событие. Яркое. Памятное. Красочное. Гармоничное. Динамичное. Сюда приходят только творцы! И взрослые, и молодые, и совсем юные. Достойные высокого российского знания, которое присвоили сравнительно недавно именно в «пандемийный период». Да, творят, выдумывают, находят «изюминку» тюзовцы из года в год, не ставят «на паузу» даже в период серьезных испытаний карантином. Только диву даешься: как это получается? И держат же высокую планку творчества, не опуская ее многие лета.     

Режиссер-постановщик и автор проекта – заслуженный работник культуры РФ и РТ Айлана Чадамба. Айлана Леонидовна выбор произведения для работы сделала осознанно и взвешенно. Это книга Степана Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике». Потому что актуальна по теме к 100-летию ТНР, посвящена премьера юбилею создания Тувинской Народной Республики в далеком 1921-м.

Материал вызывает уважение и гордость. Потому что создатель спектакля лично знала и общалась с классиком тувинской литературы, который интересно рассказывал про ту эпоху. Зародил интерес режиссера к теме, подспудно созревала мысль: надо рассказать о делах давно минувших молодым. А произведение переведено на многие языки мира, считается кладезем этнографической информации о народе в центре Азии. О чем напомнил в зале верный тюзовец Юрий Минаев (был директором, художником, даже артистом в коллективе) и дал наказ юным: прочитайте обязательно. Книжка – на века. Думается: если Степан Агбанович незримо был с нами, он только порадовался. Как бережно передали суть его истории. Как хранят память о нем. Как дети творят страницы его биографии, отражая суть Времени. Того времени.

Использованы для рождения спектакля материалы музея, газетные публикации, в том числе – из нашей «Тувинской правды» тех давних лет. Приятно. И подтверждение истины, что СМИ не живет один день! Действие разворачивается всего один час. Но какой насыщенный событиями и эмоциями. Мы до сих пор полны впечатлений от премьеры. Чудо свершилось!

Добрый дом, ТЮЗ занимает малый зал в Доме народного творчества на первом этаже. Уютно и оригинально – часть составляющей воспитания детей. Уникальное оформление, плакаты, афиши, фотографии – сколько бы раз ни приходил, не устаешь удивляться и восхищаться культивируемой Красоте. Ощущения лицедейства, запаха кулис, неповторимости момента – масса чувств проносится вихрем. Потому и настраиваешься на особую волну сопереживания и соучастия. Действу, происходящему на сцене.

Яркий тому пример – доктор культурологии Айлана Кужугет, которая сама, оказывается, ходила в детстве в ТЮЗ. Как она эмоционально говорила после премьеры! Радовалась, хвалила, поддерживала. Смотрится на одном дыхании. Погружает в атмосферу – дорогого стоит. Профессионалы. Особенно Айлана Калиновна акцентировала: как вы классно держите паузу – театральную паузу, что дано не всем. Как так делает Айлана Леонидовна? Загадка. И уверенно заключила: ребята, кто проходит школу ТЮЗа –ничего не бойтесь, вы в жизни будете успешными.   

Особо хочется подчеркнуть: премьеру готовили все вместе! Единым организмом. Мы это чувствовали каждой клеточкой. Не было ничего главного и второстепенного – все оказалось важно. И реквизит, у каждой вещи своё определенное место на подмостках. И находки со свечами – смотрятся как настоящие, чем удивляют зал. Этнографические сценки ежедневного тяжелого труда детей-аратов так органичны. Великолепны! И костюмы какие выразительные – дерюжки-мешковины бедных деток такие многоговорящие… Мы чувствуем аромат годов эпохи, что давно канула в Лету.

Тут самое главное – настрой наших современных детей на волну революционных давних-предавних событий. Посыл дает режиссер, очень точно. Это же надо и объяснить обладателям гаджетов, как тогда их сверстники существовали, чем занимались и почему. Айлана Леонидовна, вечно ищущий творец, после показа высказала и своё пожелание устроить разбор премьеры, особенно эпизода с отрезанием-расставанием с косами. Считает, не совсем дотягивают играющие, нет накала драматизма момента. Это большой гамбургский счет. Мы же можем сказать, по Станиславскому: верим! Нас убеждают весьма основательно в происходящем. И покоряют, затягивают в водоворот событий. Сделать зрителей соучастниками происходящего – волшебство. Которое называется Театр.    

Такое невозможно без тех, кто трудится за сценой. Это декоратор О. Ондар-оол, педагог ТЮЗа, народная артистка РТ С. Кара-оол-Дулуш, отвечающие за костюмы Н. Ондар, М. Болдашкина, заведующая постановочной частью А. Белобородова, директор Т. Шляхтина.

Да, можно много-много оттачивать сценки, эпизоды. Тут границ для творчества как коллективного, так и индивидуального нет. Театр дает возможность творить ежесекундно. И это происходит на наших глазах.

Какие только образы мы не увидели! Дети – удивительные артисты. Даже те, кто молчал, но – играл, создавал разноплановые характеры. Получалось на высочайшем профессиональном уровне. Скидок на самодеятельность здесь нет! Я бы даже отметила: что-то делается и лучше, чем у профессионалов.

Хвалить необходимо всех – громко и долго. Это довольно большой список, всем – низкий поклон. Их имена увековечены для истории в красочной программке. Ее для детей, оригинальную и пахнущую эпохой перемен, отпечатали в подарок в день премьеры. В ней всех не забыли, молодцы. Но некоторых назовем персонально. Хорош автор – Баян Биче-оол, который в свой день рождения вышел на сцену. Скромный, чем-то неуловимо похож на Степана Агбановича, значит, держится в образе. Достойно. Получился Ангыр-оол, главный герой, в разных возрастах у Алеши Халагаева, Маадыра Мандан-Хорлу, Доржу Кыргыса. Живые ревсомольцы у Кристины Оюн и Ачыты Сата. Убежденные в своей правоте и преданные идеям свободы, равенства и братства. Кто-то из зрителей заметил: даже всплакнул над вымыслом.

Ветераны-тюзовцы блеснули. Как хорош нойон Станислава Ооржака. Абсолютное Зло в каждом слове, движении и ударе хлыста по спинам бедных детей! Упивается властью и безнаказанностью, нет ни совести, ни сострадания. Антипод – Аскак-кадай Сай Монгалби (отдала коллективу много лет как директор и актриса), вроде бы забитая и дрожащая – но пришла минута, вместе с остальными угнетенными погнали Шавыра-нойона долой. Сцена – дух захватывает. Зал просто замирает, внимая происходящему.

Точно и метко передано Время и его люди. Еще раз подчеркнем – детьми. Молодцы. Не зря из зала во время продолжительных аплодисментов неслось: «Даешь Москву!» А почему бы нет?..

Пока же впереди не Москва, а Абакан. В апреле. Жители соседнего города захотели увидеть эту постановку. Наши тюзовцы готовятся к поездке.

Айлана Леонидовна сокрушается: несколько ребят готовятся к выпускным экзаменам в школе, будут поступать в вузы. Значит, у премьеры век недолгий. Кто их заменит?.. А Айлана Калиновна ее успокаивает: у вас столько талантов, обязательно найдете замены.

И это не преувеличение. В уютный дом приходят 70 – 100 ребят разных возрастов. Наверняка есть те, кто достойно «подхватит» роли выпускников. Юным дарованиям под силу любые горы свернуть, выполнить самую фантастическую сверхзадачу режиссера. Тем более, когда это – Айлана Чадамба, вечный двигатель театра.    

Премьера – большой праздник. Он получился. Порадовали зрителей. Одна из мам специально принесла торт в честь события, искренне благодарила за воспитание детей, за то, что есть куда ее детям спешить – в ТЮЗ. А руководство театра подготовило каждому ребенку на память подарки и торжественно их вручила. Традиций здесь много.

И их берегут.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

"Тувинская правда" №13 от 10 апреля 2021 года

Редакция «ТП»