Тувинская правда 12+

Премьера кукольников. Колесо судьбы привело в театр

23 марта 2021
68

Настоящим весенним подарком для детворы Кызыла стала новая постановка Тувинского театра кукол, на сцене которого состоялась премьера музыкальной сказки «Хорлоо». Этот спектакль по пьесе А. Веселова, написанной по мотивам румынской сказки «Солнышко и снежные человечки», стал дипломной работой выпускницы Ярославского театрального института Аржааны Дамдын. В постановке также принял участие народный художник Республики Тувы Начын Шалык, а музыка к спектаклю написана Аяной Оюн. Молодой тувинский композитор, член Союза композиторов России, педагог и режиссёр, художественный руководитель Кызылского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола рассказала о работе над детским спектаклем и поделилась тайнами творчества.

— Аяна, детский музыкальный спектакль «Хорлоо» — это чудесная сказка о весне, о дружбе и любви. Чем лично Вас она привлекла для создания музыки?

  — Как часто бывает, в любой сказке есть многослойность и смысл нередко более глубокий, чем то, что лежит на поверхности. Для меня сюжет этого спектакля не только о приключениях снежных человечков, но и о самопожертвовании, о вечном круговороте в природе. Неслучайно название спектакля: хорлоо или вернее хорло — это буддийский символ в виде колеса с восьмью спицами, которое означает круговорот мира жизни.

Расскажите о работе над музыкой к этому спектаклю.

— Сначала режиссёр-постановщик Аржаана Дамдын создала спектакль на русском языке. Я с радостью согласилась сотрудничать и написала музыку для постановки — эта инструментальный эпизод, характеризующий появления снежных человечков, песня главных героев, мелодия путешествия героев, их обращение к солнышку, песни белочки, медведя, зайца, деревьев.

Затем текст пьесы был переведён режиссёром на тувинский язык — ведь в спектакле используются элементы, характерные для тувинской национальной культуры — оваа, образ мудреца-шамана. Для этого варианта я создала новую музыку, в которой хотела подчеркнуть именно национальный колорит. Как ни странно, писать музыку для спектакля на тувинском языке мне было сложнее, и я считаю первый вариант музыкального сопровождения более ярким и в целом более удачным. Аранжировку к обеим постановкам сделал Амыр-Санаа Дамдын, звукооператор театра кукол.

Вы впервые пишете музыку для детского театра?

— Нет, это не первая моя композиторская работа в детском театре. Я писала музыку для музыкальных спектаклей «Аистёнок и Пугало» Л. Лопейской в 2010 году, «Мышонок в Австралии» Э. Мижита в 2011 году, «Мэри Поппинс и её друзья» по П. Треверс в 2014 году, «Подарок для принцессы» в 2020 году. Конечно, такое сотрудничество в проектах для детей с разными театрами Тувы неслучайно. Открою секрет — одно время я мечтала учиться в театральном вузе, даже поступала в Ярославский театральный институт на кукольный актёрский факультет, но меня, к сожалению, не взяли. Я помню своё отчаяние, и то, что сказала себе: «Я всё равно буду работать в театре! Буду писать музыку для спектаклей!» Сейчас я понимаю, что уже тогда я была неравнодушна к театральному искусству.

— Как Вы стали композитором?

— Я училась в Республиканской школе искусств по классу флейты, позже окончила колледж искусств в Кызыле по специальности «Теория музыки» в 2001 году. Моим педагогом была Екатерина Константиновна Карелина, доктор искусствоведения, ныне профессор Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки. Её огромная любовь к музыке, к своим студентам, глубочайшие знания были для меня примером, и я уже тогда знала, что хочу стать именно композитором. В 2001 году поступила на факультет композиции в Красноярскую академию музыки и театра, а моим педагогом стал Владимир Николаевич Сенегин — прекрасный музыкант, пианист, чуткий человек, который опекал меня и открыл невероятные горизонты композиторского творчества. Далее поступила в аспирантуру при Новосибирской консерватории, где занималась под руководством Юрия Павловича Юкечева, заслуженного деятеля искусств РФ, председатель Союза композиторов Новосибирска. Это очень известный в России композитор, автор множества произведений для хора и один из немногих, кто пишет электронную музыку. После окончания аспирантуры я приехала в Туву и стала работать в колледже искусств на отделении теории музыки.

 — Увлечение театром привело Вас к другой профессии. Расскажите об этом.

– В моей семье нет музыкантов, а театральная среда окружала меня с детства, ведь моя старшая сестра Саяна — актриса Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. Так что я с детства была вхожа за кулисы «храма искусств», театральное действо всегда завораживало меня. Когда стоял вопрос, куда пойти учиться, сестра спрашивала меня: «Что для тебя важнее — театр или музыка?», я отвечала: «Сначала все же музыка, потом театр!», поэтому тогда вопрос поступления в театральный колледж в семье уже не стоял. Но получив композиторское образование, я в 2018 году окончила Российский государственный институт сценических искусств в городе Санкт-Петербурге и получила диплом режиссёра-постановщика. Моим учителем стал выдающийся режиссёр современности, создатель музыкального театра «Зазеркалье», народный артист России Александр Васильевич Петров. Это огромная удача учиться у такого профессионала, да и сама атмосфера города с богатейшей театральной историей и множеством театров оставили яркий след в моей жизни.

— А были у Вас режиссёрские пробы?

— Моей дипломной работой стала постановка музыкального спектакля «Кайгамчыктыг Кан-Болат кыс» по произведению В. Серен-оола «Кан-Кыс» в 2018 году, которая была осуществлена на сцене нашего театра. А. В. Петров лично присутствовал на премьере спектакля и дал высокую оценку работе.

Также в стенах колледжа искусств в 2019 году поставлены отрывки из пролога оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка», где исполнителями стали студенты и преподаватели академического вокального пения.

— Поделитесь своими творческими планами.

— Совсем скоро состоится премьера спектакля В. Шожукпан «Айфон 20М — амыдырал кайгамчык». Идея постановки драматического спектакля возникла после моего участия в проекте «Лаборатория драматургов» на базе нашего театра, где молодые тувинские писатели обучались у педагогов из Санкт-Петербурга.

Кроме того, в колледже искусств, где я работаю художественным руководителем, готовится к постановке опера классика тувинской музыки Ростислава Кенденбиля «Чечен и Белекмаа». Участники данного проекта — преподаватели и студенты-вокалисты колледжа. Надеюсь, что это будет важным культурным событием не только для колледжа, но и республики в целом, как как постановка этого произведения целиком осуществлялась в далёком 1965 году на сцене музыкально-драматического театра.

В целом замыслов много — и режиссёрских, и композиторских. Среди них — непременное продолжение сотрудничества с детским театром, ведь писать музыку для детей — это значит дарить радость и любовь самым юным слушателям и зрителям.

— Возвращаясь к спектаклю «Хорлоо», в котором сюжет связан с круговоротом в природе, хочется отметить, что в Вашем творчестве Колесо судьбы все-таки привело Вас в театр.

— Да, получив режиссёрское образование, я обрела истинную гармонию, потому что театр соединяет музыку и действие воедино, а понимание сути музыки расширяет возможности режиссёра.

Композитору и режиссёру Аяне Оюн хочется пожелать успехов в реализации творческих планов.

Наталья БАРКОВА,

музыковед

Фото из архива автора

Редакция «ТП»