Сыграла свою роль и холодная погода. Далеко не каждый захотел выходить из дома в мороз. Тем более, что трансляцию службы можно было посмотреть в Интернете.
Но Божественная литургия состоялась. Без участия Владыки Феофана, который сегодня служит не только в России. Об этом и не только рассказал ключарь Воскресенского кафедрального собора Кызыла Иеромонах Амвросий (Громов).
Разница в две недели
– Отец Амвросий, на Западе Рождество празднуют 25 декабря, в России – 7 января, почему так?
– Разница в две недели из-за календарей – Юлианского и Григорианского. К примеру, США и Европа ориентируется на Григорианский календарь, а старостильные церкви живут по Юлианскому календарю. По большей части это греческие и русские церкви.
– Почему Русская православная церковь не перешла на более современный – Григорианский календарь?
– Спаситель родился при Юлианском календаре, и Русская православная церковь старается следовать сложившимся традициям. Сейчас ведётся очень много дискуссий на эту тему – переходить ли на современный календарь? Пока к единому мнению церкви не пришли. Лучше всё-таки поступать так, как говорил Иоанн Златоуст, когда его несправедливо изгоняли из Константинополя: «Иду, куда вам угодно, лишь бы в церкви был мир».
– А вот Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января.
– Мы привыкли, что рождественские события происходят ночью, но на самом деле факт возвещения о том, что Христос родился, мог произойти не обязательно в полночь. Ангелы могли явиться пастухам и гораздо раньше. К слову, чтобы прийти к младенцу сразу после рождения, пастухи должны были получить весть раньше.
Поэтому для Армянской апостольской церкви празднование Рождества Христова 6 января – традиция. Церковные размышления по этому поводу выразил Блаженный Августин, когда сказал: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всём – любовь».
Радость – новогодний стол
– В США и Европе очень любят Рождество. Намного больше, чем Новый год. В России же – наоборот. Как это объяснить?
– Европейская цивилизация «выросла» на евангелистских традициях, при своих некоторых негативных моментах Запад замешен и построен на христианских заповедях и традициях. В России же тому факту, что Новый год любят больше Рождества, поспособствовали советские времена – когда традиции празднования рождения Иисуса Христа всячески искоренялись, а в некоторых случаях доходило даже до уголовного преследования человека. Именно поэтому всё внимание и все празднества были перенесены на Новый год.
Плюс к этому – мышление человека инертно, и не так просто перевести привычки людей целого поколения в другое русло. Поэтому к празднованию Нового года все привыкли. В некотором роде – это финальный рубеж: когда подводятся все итоги. Заканчивая 31 числа год, сдавая последние отчёты, человек в некотором смысле выдыхает, и у него есть возможность этому порадоваться, и эта радость выливается в новогодний стол.
Но, слава Богу, постепенно и Рождество стало отмечаться на государственном уровне, Рождество сделали выходным днём. Праздник стал более массовым и масштабным – когда многие мероприятия переносятся с новогодних дней на рождественские.
Мечта – мужской монастырь
– Отец Амвросий, в Шагонаре идёт строительство храма, когда закончится возведение?
– Сегодня этот проект курирует отец Авель. Но знаю, что весной, летом и осенью строители занимались внутренней отделкой, а также подводили к церкви коммуникации. А вот зимой – слишком холодно, что внесло свои коррективы. Скажу вам, что шагонарцы очень ждут открытия храма.
– В Шагонаре большой приход верующих?
– Немал. Когда своего храма нет – это печально. Важно, чтобы была территория, на которой в любой момент можно собраться и помолиться Богу сообща. Думаю, что строительство храма скрепит шагонарскую общину ещё больше.
– На сайте Кызылской епархии есть информация, что в Бай-Хааке освятили храм.
– Да, по благословлению Владыки, хотя и в его отсутствие. Малое освящение свершил отец Авель, и теперь в церкви можно проводить богослужения в полном объёме, в том числе и в Рождественские праздники.
– И в Туране появится мужской монастырь.
– Документально это ещё никак не подтверждено. Это, скорее, мечта, к которой мы идём. И когда она сбудется, мы не знаем. Есть ряд процессуальных и технических вопросов, которые нужно решить. Для организации этого монастыря придётся приложить много усилий.
– Например, хорошо потрудились в Сукпаке, где появился храм, который ошибочно называют часовней.
– Храм вырос в местной общине. Для Воскресенского кафедрального собора это событие с одной стороны – радость, с другой – потеря, потому что сукпакские верующие очень активные и много делали для собора в Кызыле, для воскресной школы. Но сегодня они отдают все силы своему храму, они его любят.
Три в одном
– Владыка Феофан остаётся руководителем Кызылской епархии?
– Да. Сегодня он руководитель Кызылской епархии. Но отмечу, что Владыка Феофан от Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и от Священного Синода получил ещё одно послушание – возглавить новообразованную епархию в Корее, в которую входит две самостоятельные епархии: северокорейская и южнокорейская.
– Получается, что один Владыка на три страны!
– Да. Но в Кызылской епархии он временный управляющий. Это нормальная практика для Русской православной церкви. Временное управление может длиться полтора – два месяца, иногда до полугода.
– Сложно служить в Северной Корее?
– Везде есть сложности. Например, в Северной Корее храм построен, причём, при содействии администрации. Но православная вера местными воспринимается как что-то чуждое, инокультурное.
– А кто ходит в храм?
– Основная часть прихожан – выходцы из России и сотрудники посольства. А вот в Южной Корее с местными прихожанами нет проблем, но там сложнее со строительством церкви, потому что и недвижимость, и земля стоят очень дорого. Дешевле возвести собор в Кызыле, чем небольшой храм в Сеуле.
– И куда приходят верующие?
– Два храма в Сеуле и один в Пусане находятся в снимаемых помещениях. Прихожане сами вносят пожертвования, на что и оплачивается аренда.
– Когда Владыка Феофан был последний раз в Туве?
– Последний раз он пробыл в Кызыле почти три месяца – весь Великий пост. Да и Пасху встречал с нами. А вот Рождество и Крещение праздновал в Корее. Если в Туве немного священников, то в Корее их совсем мало: не считая Владыки, там служат два священника и один диакон. Причем, оба священника – этнические корейцы.
Господь среди нас
– Отец Амвросий, прошу вас поздравить православный верующих Тувы со светлым праздником Рождества Христова.
– Хочется поздравить словами, которые две тысячи лет назад произнесли ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение».
Естественно, хочется пожелать, чтобы пандемия как можно скорее закончилась, чтобы милость Божия покрыла всех нас. Христос не покинул человека, он продолжает оставаться среди людей. Рождество Христово принесло радость миру больше, чем самому Богу. Бог умалил себя, он ужал себя до рамок человеческих, которые были необходимы, чтобы человек смог подняться до уровня божества, до уровня того, каким он был и задумывался в райских обителях. Поэтому всегда хочется пожелать мира, упования на милость и помощь Божию и непоколебимой твердости в своих последовательных действиях.
Андрей МАКАРОВ
Фото автора